Фотография, в переводе с древнегреческого — “рисование светом”, и поэтому если выбирать устройство, которое окажет наибольшее влияние на фотографии, сделанные зеркальной камерой, то это, без сомнения, будет внешняя вспышка.
Но, надо сказать, что многие пользователи думают, что вспышка нужна только для увеличения освещенности того, что находится “в прицеле” фотоаппарата.
Это не так: внешние вспышки имеют широкие возможности регулировки мощности, направленности света и могут использоваться вне камеры.

Зачастую, об этом узнают начинающие фотографы, которые уже освоили базовые понятия, связанные с работой фототехники.
Именно этим функциям и параметрам, а также выбору внешней вспышки будет посвящена наша статья.

Рассмотрим основные характеристики и особенности накамерных вспышек.
Мощность
Пожалуй, основная и наиболее важная характеристика, по которой идет разделение вспышек на классы.

Как выбрать накамерную фотовспышку

Внешний вид вспышек разной мощности
Для определения мощности вспышки используется величина, называемая ведущим числом.
Ведущее число — это расстояние, на которое светит вспышка при определенных условиях (ISO 100, f/1.0, стандартный серый объект).
Если вспышка имеет большой зум, то её максимальное ведущее число становится больше, так как она светит на большее расстояние.
Естественно, производители указывают как основную характеристику ведущее число для максимального зума вспышки, а зум у разных моделей может отличаться.
Поэтому не имеет смысла безоглядно ориентироваться на одну цифру ведущего числа.
Зум
Фотоаппараты, как известно, комплектуются объективами с разными фокусными расстояниями и, соответственно, разным “углом зрения”.
Понятно, что если накамерная вспышка будет светить только с одной шириной луча, на широкоугольном объективе будет освещена лишь центральная часть.
А при больших фокусных расстояниях — вспышка будет освещать то что совсем не попадает в кадр.
Для того, чтобы избежать этих проблем, все серьезные вспышки имеют встроенный рефлектор, который может менять ширину освечивания.
Для конечного пользователя это выглядит как изменение фокусного расстояния на вспышке, которое может быть автоматическим, либо ручным.
Если вспышка стоит на фотоаппарате, и у неё включен режим автоматического зума, камера передает информацию о выбранном на объективе фокусном расстоянии, и вспышка настраивается соответствующим образом.

Современные вспышки имеют максимальное фокусное расстояние до 200 миллиметров, а начало зума — на 20 миллиметрах.

Как выбрать накамерную фотовспышку
Фотовспышка Canon Speedlite 600EX-RT.
Зум настроен на 20 миллиметров фокусного расстояния

Как выбрать накамерную фотовспышку
Фотовспышка Canon Speedlite 600EX-RT. Зум настроен на 200 миллиметров фокусного расстояния
Как видим, диапазон достаточно широкий, что очень удобно, но такие характеристики имеют самые “навороченные” модели.

А что если мы используем широкоугольный объектив, и зума не хватает?
Для таких сложных случаев профессиональные вспышки имеют специальный широкоугольный рассеиватель в виде пластиковой пластины, которая выдвигается из передней части.

Как выбрать накамерную фотовспышку
Широкоугольный рассеиватель на вспышке

Как выбрать накамерную фотовспышку
Широкоугольный рассеиватель в убранном положении
Возможности беспроводного управления

Конечно, проще всего поставить вспышку на фотоаппарат, не обращая внимания на светотеневой рисунок, и используя её лишь для увеличения освещенности.
Однако, гораздо интереснее снять вспышку с камеры, поставить её на стойку для студийного света и снабдить рассеивающим зонтом или софтбоксом.
При таком способе использования пользователю открываются колоссальные творческие возможности.
Именно поэтому, вспышки среднего и высокого класса могут использоваться не только на камере, но и отдельно от неё, дистанционно синхронизируясь с фотоаппаратом.
Возможны следующие варианты синхронизации:

  • Вспышка имеет встроенную светоловушку и срабатывает, когда “видит” другую вспышку.
    Это самый простой в реализации способ, который присутствует на большинстве моделей.
  • Полноценное управление по световому каналу.
    Этот способ является эволюционным развитием предыдущего варианта: передатчиком служит вспышка на фотоаппарате, а приемником — световой датчик на внешней вспышек.
    При этом, можно управлять мощностью внешней вспышки с фотоаппарата или просто включить для внешней вспышки автоматический режим.
    Вспышка, которая находится на фотоаппарате (встроенная вспышка) может не действовать на освещение сцены.
  • Синхронизация по радиоканалу.
    Вспышка имеет встроенный приемник, который принимает сигнал от передатчик, который ставится на камеру.
    Преимущество перед предыдущим способом в том, что на передачу сигнала не влияют препятствия.
  • Существуют вспышки, которые только принимают сигнал на срабатывание, а мощность необходимо задавать вручную на ней самой.
    Это, например, модели Yongnuo, принимающие сигнал от синхронизатора RF-603.
    Есть и модели, поддерживающие передачу информацию о мощности, позволяющие также работать всей системе в режиме TTL (это автоматическое определение мощности).
    Это вспышки Canon с буквами RT в названии, Yongnuo YN685.
    В частности, система Canon RT включает трансмиттер Yongnuo YN-E3-RT, который соединяется со вспышками и позволяет управлять всеми их функциями в полном объеме.

    Как выбрать накамерную фотовспышку
    Фотовспышка Canon Speedlite 600EX-RT и трансмиттер Yongnuo YN-E3-RT
    Источник питания
    Вспышки — незаменимый инструмент для многих фотографов, следовательно, большое значение имеет то, чтобы она работала постоянно, без перерывов и перебоев.
    И поэтому, очень важен надежный источник питания для этого типа устройств.

    Наибольший приоритет при выборе источника питания для вспышек имеет его проверенность и надежность, и поэтому подавляющее большинство производителей разрабатывает вспышки с батареями типоразмера AA, в которых могут использоваться как одноразовые источники питания, так и перезаряжаемые аккумуляторы.

    Как выбрать накамерную фотовспышку
    Батарейки AA в качестве источника питания накамерной вспышки
    Недостаток такого решения в том, что стандартные батарейки и аккумуляторы уже технологически устарели и проигрывают по энергоемкости литий-ионным аккумуляторам.

    Надо отметить, что в особо компактных моделях могут использоваться батарейки AAA, которые меньше по размеру.
    Более современным решением выглядит использование литий-ионных аккумуляторов во внешних вспышках, его применяет компания Godox, но, к сожалению, производители фотокамер пока не собираются переходить на это решение.

    Как выбрать накамерную фотовспышку
    Аккумулятор фотовспышки Godox V860C Ving ETTL
    Такой вариант позволяет получить большее время автономной работы вспышки и ускорить время её перезарядки.
    В случае, если накамерная вспышка используется вместо студийной, даже аккумулятора высокой емкости может оказаться недостаточно.
    Для решения этой проблемы многие вспышки имеют разъем для подключения внешнего питания.
    К нему могут подсоединяться блоки питания, автономные, либо подключаемые к розетке.

    Форм-фактор и угол поворота головы
    Как мы знаем, накамерные вспышки могут иметь разную мощность, и как следствие, разные размеры.
    Мы можем выделить несколько типов вспышек:

  • Компактные вспышки.
    Эти модели работают от двух батарей и не обладают жидкокристаллическим дисплеем.
    Имеют ограниченный функционал и мощность, вследствие чего творческий потенциал их применения очень ограничен.

    Как выбрать накамерную фотовспышку
    Фотовспышка Canon Speedlite 270EX II
    В отдельный подкласс можно выделить вспышки, которые поставляются с камерами, не имеющими встроенной вспышки.
    Такие вспышки очень слабые и питаются от камеры.

    Как выбрать накамерную фотовспышку
    Вспышка Olympus FL-LM1

  • Вспышки среднего класса.
    Имеют среднюю мощность.
    Корпус уже состоит из двух частей, основной части, с жидкокристаллическим дисплеем, и поворотной головы.

    Как выбрать накамерную фотовспышку
    Фотовспышка Canon Speedlite 430EX III-RT

  • Вспышки высокой мощности.
    Это устройства с ведущим числом 58-80, достаточно большие по размеру и весу.
    Именно они могут стать заменой студийных вспышек.

    Как выбрать накамерную фотовспышку
    Фотовспышка Godox Witstro AD360II-C
    Надо отметить, что у вспышек может отличаться угол поворота головы.
    Наилучший вариант — поворот на 360 градусов по горизонтали, но на моделях среднего класса, либо бюджетных, он составляет 270 градусов.

    Как выбрать накамерную фотовспышку
    Максимальный угол поворота головы вспышек разного класса

  • Макровспышки.
    Такие вспышки имеют форму кольца, либо состоят из двух источников света.
    Они крепятся непосредственно на объектив для того, чтобы без теней освещать объект, находящийся на небольшом расстоянии от него.

    Как выбрать накамерную фотовспышку
    Фотовспышка Yongnuo YN-14EX

  • Выводы
    Как мы видим, современные накамерные вспышки имеют огромные возможности, и, поэтому позволяют решать очень широкий круг задач.
    Актуальные модели представляют собой сложное электронное устройство, зачастую, обладающее уникальными характеристиками.
    Крупные производители фототехники, при этом, первыми внедряют новые технологии, их вспышки имеют наилучшее качество сборки и дизайн.
    Однако, цена на лучшие модели оказывается высокой.

    В то же время, сторонние производители (чаще всего китайские) предлагают лучшее соотношение цены и функций.
    При этом, качество изготовления у них заметно выросло, а ассортимент легко заткнет за пояс Canon или Nikon.

    На наш взгляд, именно внешние вспышки позволяют радикально улучшить общий вид снимков, сделанных, например, на зеркальную камеру, совершенно не ударяя по карману пользователя.
    Именно поэтому мы порекомендуем всем, кто не приобрел такое устройство, присмотреться к ним.
    А существующий сейчас ассортимент позволит сделать правильный выбор всем желающим.
    fotosklad.ru