Летчики российских пилотажных групп для большинства из нас — настоящие небожители.
На авиашоу мы с замиранием сердца следим за тем, как их ревущие машины совершают в небе нечто, что, казалось бы, противоречит законам физики.
Но нет, никакие законы не нарушаются, просто эти люди умело их используют.
А вот пообщаться со знаменитыми пилотами, когда они на земле, удается нечасто.
Уж очень они занятые люди.
Командир пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Щеглов о своей профессии
«Русские витязи» — авиационная группа высшего пилотажа ВВС России.
Была сформирована 5 апреля 1991 года.
Выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ.

Организовать встречу с командиром авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» гвардии подполковником Сергеем Щегловым нам помогла компания Hamilton — известный производитель часов в авиационном стиле.
Наш первый вопрос командиру «Витязей» — о том, как летчики приходят в группу, как попадают в число избранных.
Командир пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Щеглов о своей профессии
Щеглов Сергей Владимирович, гвардии подполковник, командир группы высшего пилотажа «Русские витязи», летчик 1 класса.
Родился 16 августа 1973 года в п. Дмитриевка Тамбовской области.
В 1995 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова.
Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава, в Московском ВО. С 2007 года служит на авиабазе «Кубинка».
За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27.
Налетал 700 часов. Женат.
Воспитывает дочь и сына. Увлекается автомобилями.

— Все очень просто, — отвечает наш собеседник.
Мы отбираем наших будущих пилотов из числа военных летчиков, проходящих службу в строевых частях ВВС России.
Пилот должен иметь уровень не ниже 2 класса, хотя были случаи, когда и летчики 3 класса успешно обучались всему необходимому.
Обычно пилот из строевой части высказывает в личной беседе с представителями нашей группы желание летать у нас, после чего мы принимаем решение о том, стоит ли этого пилота вызвать на экзамен.
Если решение положительное, посылаем в часть официальную телеграмму, и кандидат едет к нам экзаменоваться.
Оценивается и теоретическая, и физическая подготовка и, конечно же, летное мастерство.
Один раз мы бросали клич по строевым частям — в виде телеграммы-приглашения.
На приглашение пилоты откликались и приезжали к нам на экзамен.

Но разве у «Русских витязей» такой дефицит кадров, что приходится бросать клич?
Дефицита, конечно, нет, но есть естественная убыль: один-два человека в год уходят в отставку, освобождая места талантливой молодежи.
Тогда мы приглашаем новых пилотов.
А от нас уже никто не уходит, так и служат до выхода на пенсию.
Командир пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Щеглов о своей профессии
«Русские витязи» нередко выступают совместно со «Стрижами».
Эта группа тоже базируется в Кубинке и выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях.
Как идет обучение?
Сейчас популярна тема авиатренажеров — используете ли вы их?

Для освоения полета в пилотажном строю в тренажерах необходимости нет.
Визуальные оценки, глазомер, моторика — все это отрабатывается в тренировочных полетах.
Но мы занимаемся и по другим программам, в частности по программам боевого применения, и там тренажеры используются.

На выступлениях ваши самолеты летят в строю, и расстояние между машинами минимально.
Это сложно и опасно.
Как ваши летчики учатся летать «впритирку»?

Каждый летчик, начиная с первых полетов в училище, постепенно эволюционирует.
Сначала его учат одиночным полетам, затем — полету в паре. По мере обучения у него вырабатывается глазомерное восприятие самолета ведущего, определенная моторика, позволяющая четко реагировать на изменение расстояния и выдерживать место в строю.
Когда летчик приходит к нам, он сначала выполняет полеты по курсу боевой подготовки.
Затем приступает к программе пилотажной подготовки, сперва в менее плотном строе, обычно в тройке, где один ведущий и два ведомых.
В таком варианте он осваивает весь комплекс высшего пилотажа на малой высоте.
Затем то же самое изучается в строе типа «ромб», потом в пятерке, в шестерке… И постепенно приобретаются навыки, пилот действует более точно и уже «на автомате» выполняет соответствующие действия рулями.
Командир пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Щеглов о своей профессии
Известно, что при пилотировании в группе особую проблему представляет спутный след от летящего впереди самолета.
Как вы справляетесь с этой помехой?

Спутный след имеет несколько составляющих.
Первая из них — струя от двигателя, которая довольно быстро «рассасывается».
Вторая — возмущение, вызванное непосредственно самим летательным аппаратом, и третья — самая мощная — это перетекание воздуха с нижней части крыла на верхнюю.
На концах крыльев воздух закручивается в жгут, и два потока идут навстречу друг другу.
Это самая мощная помеха, она продолжительное время остается в воздухе.
И чем больше перегрузка у самолета, тем более мощный вихревой жгут он оставляет за собой.
Что в этом случае делать?
Не попадать в эту струю.
По нашим правилам ведомый самолет всегда летит ниже струи ведущего. Но если группа выполняет вираж на форсаже — даже по всем правилам, — то на выводе мы попадаем в свою же спутную струю.
В этом случае самолет слегка тряханет, но его положение легко стабилизировать рулями.
Если же попасть в спутный след, подойдя к другому самолету близко (во время пилотажа или в воздушном бою), то истребитель может швырнуть в сторону как пушинку, хоть весит он десятки тонн.
Это опасно — машина на несколько секунд теряет управляемость, и это может привести к столкновению с соседним аппаратом.
Командир пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Щеглов о своей профессии
Групповой пилотаж

Ваша пилотажная группа летает на Су-27. Расскажите об особенностях этого самолета.
Су-27, как и другие истребители 4-го поколения, позволяет в полной мере реализовать подъемную силу крыла.
Машина выполнена по интегральной схеме, без четко выраженного фюзеляжа: фюзеляж плавно переходит в крыло и тоже участвует в создании подъемной силы.
Но эта схема аэродинамически малоустойчива.
Ее плюс в том, что малоустойчивый самолет не отбирает подъемную силу на балансировку и более маневренен.
Минус — таким аппаратом сложнее управлять, и поэтому на помощь летчику приходит компьютер в виде СДУ — системы дистанционного управления.
Можно сказать, что планер Су-27 обладает уникальной аэродинамикой — на него можно ставить новую авионику, новые двигатели, но сама конструкция очень удачна и ей предстоит долгая жизнь.
Вообще, хороший самолет — это компромисс.
Например, чтобы истребитель был маневренным, он должен быть прочным, если он должен быть прочным, то ему следует быть легким, но малый вес может сказаться на прочности и негативно.
Или возьмем радиус действия.
Для дальнего полета хорошо иметь аппарат малого веса и побольше топлива.
Но топливо и баки тоже добавляют тяжести.
Сплошные противоречия.
Однако в конструкции Су-27 все эти противоречивые факторы учтены в максимально гармоничном виде.
Я считаю, что это самый лучший в мире истребитель.
Командир пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Щеглов о своей профессии
Одиночный пилотаж группы «Русские витязи»

Пилотажных групп, выступающих на боевых самолетах, в мире не так уж много. В чем особенность этих групп?
Действительно, таких групп немного.
Есть «Русские витязи» и «Стрижи» на МиГ-29 у нас, есть американцы Blue Angels и Thunderbirds, летающие на F/A-18 и F-16, есть китайская группа на J-10, есть группы у Турции и Швейцарии на F-5 Tiger.
Прежде всего задача таких групп, и нашей в том числе, — поддержать престиж страны, показать возможности национальных ВВС. Если же сравнивать пилотажную группу на боевых самолетах и на учебно-тренировочных машинах, то пилотаж боевых аппаратов более энергичен, сразу видно, что эта техника мощнее, энерговооруженней, маневренней.
Группа на учебно-тренировочных самолетах обычно показывает какие-то проходы, элементы перестроения.
Боевые машины демонстрируют силовой пилотаж: здесь предельные по тяге виражи, а радиусы петель или разворотов меньше, чем у учебно-тренировочных самолетов, хоть у тех и ниже скорости.
Сейчас в мире по сложности выполняемых фигур с нашими группами могут сравниться только американцы.
Китайцы пока до этого уровня не дотягивают, но быстро эволюционируют.
Командир пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Щеглов о своей профессии

Какие фигуры высшего пилотажа вы считаете наиболее сложными?
Все фигуры высшего пилотажа непросты, если их надо выполнить красиво, так, чтобы это понравилось зрителям, но самые сложные — те, где реализуется наибольшая тяга двигателей — вираж на форсаже, петля на форсаже.
Довольно тяжела в исполнении бочка, если самолет летит в строю и необходимо выполнить вращение не вокруг собственной оси машины, а вокруг формации, то есть вокруг оси ведущего самолета.

Поскольку нашим провожатым в штаб-квартиру «Русских витязей» в Кубинке стала компания Hamilton, напоследок захотелось спросить командира «Русских витязей» о роли часов в жизни авиатора.
Какой же летчик без часов?
 — отвечает с улыбкой подполковник Щеглов. — Пилотам ВВС часы положены по штату и выдаются, но, разумеется, каждый вправе сам выбирать, какие именно часы ему носить.
В кабине Су-27 на приборной доске индикация времени, конечно, предусмотрена, хотя даже в полете порой бывает удобнее взглянуть на те часы, что на руке.
Ну, а вообще говоря, мы, летчики, живем не только в небе, но и на земле, и здесь наручные часы служат для пилота аксессуаром, подчеркивающим его принадлежность к нашей романтической профессии.
pcnews.ru/