На заре развития фототехники возможно было снимать только неподвижные объекты, так как выдержка исчислялась десятками минут.
Фотограф тех времен просто не мог обойтись без треноги, которую сейчас “по-немецки” называют штативом.
Итак, основная и изначальная функция штатива — улучшение качества фотографии, которое проявляется на более или менее длинных выдержках.
Вторая функция — удержание камеры в определенном положении для удобства съемки, а также изменение характера её движения.
Помимо штативов-треног, существуют так называемые моноподы — штативы с одной ногой, отличающиеся повышенной мобильностью. Чаще всего, они применяются для поддержки тяжелых объективов и видеосъемки.
Штативы-треноги
Выбирая штатив, в первую очередь, необходимо определиться с его размерами. Можно выделить следующие разновидности:
- Карманные и настольные штативы.
Пожалуй, наиболее разнообразный класс.
Здесь присутствуют:
- сверхбюджетные модели, предназначенные для компактных камер
Штатив Falcon Eyes S-021
- штативы с гибкими ногами, которые можно закреплять на чем-либо
Штатив Polaroid Flexible
- уменьшенные варианты обычных штативов
Штатив Falcon Eyes МТ-0024
- оригинальные конструкции
Штатив Falcon Eyes МТ-0011
- Облегчённые штативы (трэвэл-штативы).
Они предназначены, как можно понять, для того, чтобы носить их с собой длительное время.
Как правило, их отличает малая длина в сложенном состоянии и небольшой вес.
Штатив Manfrotto BeFree MKBFRA4-BH
- Тяжелые штативы.
Лучше всего подходят для студийного использования.
Имеют большой вес и максимально прочную конструкцию.
Штатив Manfrotto 475B
Конечно, карманные и настольные штативы — весьма специфическая категория, но все большие штативы имеют ряд признаков, по которым их можно выбирать.
Перечислим их:
Тип головы и назначение штатива
Камера, установленная на штативе, должна двигаться.
Соответственно, верхняя часть штатива, называемая головой, способна к повороту в различных направлениях.
Штативные головы могут быть трех видов:
- Шаровая.
Шаровой шарнир здесь способен к повороту и наклону в любом направлении.
Штативная голова Manfrotto MHXPRO-BHQ6
- 3D-головы.
Отдельные шарниры под каждую ось вращения, с отдельными фиксаторами того или иного типа для каждого из шарниров.
Штативная голова Benro HD-38
Такие головы хороши для максимально точного позиционирования камеры.
Существуют также головы с редукторным механизмом, позволяющие еще более точно, буквально на градусы, регулировать наклон и поворот.
- Головы для видеосъемки.
Для них характерны плавное вращение и наклон, но без возможности поворачивать камеру в портретное положение.
Имеют длинную ручку для лучшего контроля поворота.
В конструкцию хорошей видео головы может быть включен механизм, называемый контрбаланс, который не позволяет камере самопроизвольно наклоняться и возвращает её в нормальное положение.
Так же, у подобных голов присутствует возможность регулировки усилия вращения, для максимальной плавности в конкретной ситуации съемки.
Штативная голова Manfrotto MVH500A
- Панорамные головы.
Предназначены, как можно понять, для панорамной фотосъемки, когда из нескольких фотографий, полученных с помощью движения головы, “сшивают” одну.
Панорамная штативная голова Sirui PB-10
Помимо назначения головы, важен способ крепления камеры к штативу.
Фотоаппараты и видеокамеры имеют в нижней части отверстие со специальной резьбой, а у штатива имеется винт, который входит в это отверстие.
Как правило, голова имеет съемную площадку, которая крепится к фотоаппарату, а затем устанавливается на штатив.
Штативная голова Sirui G-20KX
Некоторые штативы не имеют сменной площадки — это не удобно, и является бюджетным решением.
Голова штатива Manfrotto Compact Light
Сами площадки могут:
- крепиться к штативу неподвижно
Штативная голова Kingjoy KH-6500
- перемещаться в пазах.
Это удобно для макро сьемки: можно фокусироваться за счет перемещения фотоаппарата.
Штативная голова Manfrotto 468MGRC3
- иметь оригинальную конструкцию
Штатив Manfrotto Compact Action
Конструкция штатива
Перейдем, непосредственно, к “нижней” части штатива.
Здесь можно выделить следующие особенности, влияющие на эксплуатацию.
- Количество секций.
Чем больше у штатива секций, из которых состоят его ноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии.
Но обратная сторона большого количества секций, при этом, увеличение стоимости и уменьшение надежности, устойчивости штатива. - Способ фиксации секций.
Основные варианты здесь — защелка и поворотная муфта.
Защелки требуют лучшего качества изготовления, поэтому актуальны на дорогих моделях.
Фиксация ног штатива на защелках
Фиксация ног штатива на поворотных муфтах
- Возможность поворота ног в обратную сторону.
Это востребовано на компактных моделях, так как позволяет ещё больше сократить длину в сложенном состоянии.
Поворот ног штатива в обратную сторону
- Наличие дополнительных распорок.
Дополнительные распорки используются на бюджетных моделях и на видео штативах, увеличивая жесткость конструкции.
Штатив с дополнительными распорками между ногами и центральной колонной
- Возможность переворота, наклона центральной штанги.
Этот функционал может пригодиться при съемке объектов, расположенных ниже верхней части штатива, например, на земле.
Штатив с центральной колонной, которая поворачивается на 90 градусов
- Наличие укороченной центральной колонны.
Позволяет установить камеру в нескольких сантиметрах от пола, при условии возможности поворота ног на большой угол.
Укороченная центральная колонна у штатива
- Крюк на центральной колонне.
Позволяет подвесить дополнительный груз или сумку, для устойчивости штатива.
Штатив с крюком на центральной колонне
- Шипы на концах ножек.
Позволяют более прочно устанавливать штатив на мягких поверхностях.
Для гладкого пола лучше всего подходят обрезиненные наконечники.
Шипы и резиновые наконечники на ножках штатива
Материалы штатива
Несмотря на принципиальную простоту, штативы имеют большое разнообразие; разница в цене между дорогими и бюджетными моделями более чем в десять раз.
И, естественно, в первую очередь это зависит от материалов и качества изготовления штатива.
Конструкция штатива имеет трубчатую основу, а сами трубки могут быть сделаны из металла (сплавы на основе алюминия) или карбона.
Основные преимущества карбона — меньший вес и большая жесткость, чем у металла.
Напомним, что жесткость достаточно сильно влияет на качество изображения и удобство использования.
Фактура карбона на ножках штатива
Остальная часть штатива может состоять из пластика (легкий бюджетный вариант), либо металла.
Материалы штатива влиют на два важных качества штатива:
- Максимальный вес камеры, которую может выдержать штатив.
Эта характеристика напрямую указывается в характеристиках изделия. - Устойчивость штатива к искривлению и колебаниям.
Это то, зачем, собственно, покупается штатив.
В целом, достаточно того, чтобы штатив был полностью металлическим и без люфтов в соединениях.
Размеры штатива
Производителям, естественно, невыгодно разрабатывать штативы каждый раз заново.
Поэтому выпускается целая линейка отличающихся по размерам, но сходных по конструкции моделей.
Как пример, можно привести универсальную серию фирмы Benro:
Штативы Benro
Приведем характеристики самого легкого и самого тяжелого штатива этой серии:
Модель | Кол-во секций | Макс. высота | Длина в сложенном вид | Вес штатива | Максимальная нагрузка |
A200FBH00 | 3 | 1315 мм | 540 мм | 1070 г | 2500 г |
A650FKB2 | 4 | 1714 мм | 649 мм | 2300 г | 8000 г |
Моноподы
Моноподы, несмотря на большую простоту, появились позже, чем штативы.
Практически все, что было сказано про штативы, относится к моноподам.
Они могут иметь сменную голову, различный размер, количество секций и так далее.
Монопод Manfrotto 694CX
Моноподы для фотосъемки, в принципе, могут использоваться без головы: в этом случае вместе с камерой наклонятся и монопод.
Моноподы для видеосъемки
Моноподы для видеосъемки имеют свои особенности:
- Видео голова, аналогичная тем, что используется на штативах.
- Три “лапы” на нижнем конце монопода, придающее конструкции более устойчивое положение.
Монопод Manfrotto MVM500A
Моноподы для видеосъемки могут использоваться для движения камеры во время видеозаписи, в отличие от штативов, которые позволяют только менять направление съемки.
А движение камеры — это, как известно, один из художественных приемов в видеосъемке.
Выводы
Как мы видим, несмотря на кажущуюся простоту, штативы могут иметь особенности, которые могут сильно помочь при каком-либо виде съемки.
Кроме того, они не подвержены моральному и физическому устареванию, поэтому если вы занимаетесь фотосъемкой, то вряд ли пожалеете о потраченных на штатив средствах.
А наша статья поможет выбрать то, что подойдет именно вам.