Кто же такой этот Бэнкси, который появляется из ниоткуда, рисует остросоциальные граффити на стенах домов по всему миру, и до сих пор является неустановленной личностью?
Его граффити на стенах становятся арт-объектами, продаются на аукционах и обсуждаются мировыми СМИ.
Он рисует картины на злобу дня, ясно показывая, что хочет рассказать людям своим произведением.
Его не может поймать полиция, и никто не знает, в каком уголке мира появится его следующая работа.
Если вы слышали о Бэнкси только краем уха и хотите узнать больше, то мы собрали все известные факты про этого загадочного художника XXI века.
Личность Бэнкси не установлена до сих пор
Экспонат выставки, посвящённый творчеству Бэнкси в Москве, 2019 год.
Бэнкси строго сохраняет анонимность.
Дело в том, что юридически четкой грани между стрит-артом и граффити нет.
Если стрит-арт — это искусство, взлом городской среды и преображение пространств, то граффити — банальный вандализм.
И за него сажают.
Кроме того, сегодня Бэнкси на пике славы.
Его работы вместе с кусками стен продаются за сотни тысяч долларов, и анонимность играет в этом не последнюю роль.
Ведь тайна всегда манит.
Работа Бэнкси в лагере беженцев во французском Кале, 2015 год.
В 2016 году появилась теория, что Бэнкси — это некий Робин Каннингем, иллюстратор поваренных книг.
Позже журналисты пришли к выводу, что это Роберт Дель Ная, основатель группы Massive Attack.
Еще полагают, что Бэнкси вообще не существует, но есть арт-группировка и бренд.
В 2010 году даже вышел полнометражный фильм, о том как эксцентричный буржуа французского происхождения, проживающий в Лос-Анджелесе, превратившись в кинодокументалиста, попытался отыскать Бэнкси и подружиться с ним.
Режиссёром картины был сам Бэнкси.
Посмотрите, любителям арт-хауса понравится:
О личности художника известно очень мало.
Лишь то, что Бэнкси родился в 1974 году в Бристоле, где в 14 лет и начал рисовать граффити.
Также не секрет, что Бэнкси работает не один, и у него много помощников.
Увидеть творческий процесс можно всё в том же фильме «Выход через сувенирную лавку».
Кстати, сегодня Бристоль привлекает ценителей, которые хотят увидеть подлинные работы Бэнкси.
Чтобы было удобнее их найти, сделали мобильное приложение с маршрутами.
Не просто граффити
Работа Бэнкси «Горничная, убирающая номер в отеле».
Стена Раундхауса, Кэмден, Лондон.
Бэнкси принято связывать с граффити, но это не совсем правильно.
Граффити — проявление уличной контркультуры, оно только для своих.
Послания граффитчиков, как правило, сводятся к тегам и шрифтовым росписям и большинству они непонятны.
Бэнкси же использует трафареты, и его послания понятны всем.
Он тенденциозен, живо реагирует на политические и социальные события, выражая свою точку зрения предельно простым языком.
Ему важно, чтобы общество его услышало.
Хотя вокруг Бэнкси сохраняется флер outlaw-художника, все же власти выборочно принимают его.
И защищают некоторые из его работ оргстеклом, чтобы их не испортили.
Так случилось с последним муралом, изображающим упряжку рождественских оленей, которая тащит скамейку с бездомным.
Эта работа должна была напомнить о социальной ответственности перед бездомными людьми.
Но что-то пошло не так.
Один из фанатов Бэнкси заметил, что у властей всегда находятся деньги, чтобы защитить работы Бэнкси и никогда нет денег на бездомных.
В знак протеста он закрасил носы оленей красным.
Власти города быстро отмыли арт-объект и прикрыли оргстеклом.
Это граффити появилось 9 декабря 2019 года в Бирмингеме, Великобритания.
Бэнкси устраивает смелые инсталляции.
Накануне 11 сентября в 2006 году средь бела дня он пронес на территорию Диснейленда надувную куклу, одетую в комбинезон заключенного Гуантанамо и с мешком на голове.
Напоминание об участи подозреваемых в терроризме сработало — аттракционы Диснейленда в тот день остановили.
Не обходится и без арт-хулиганства.
В том же 2006 году Бэнкси с диджеем Danger Mouse подменили CD-диски дебютного альбома Пэрис Хилтон.
В коробке был «улучшенный» буклет и диск с одним-единственный треком.
Одним из самых знаменитых проектов стал депрессивный парк развлечений Dismaland.
На входе стояли нарочито грубые охранники, в роли смотрителей выступали грустные люди с ушами Мики Мауса, на карусели вместе с посетителями катался мясник.
В Дисмаленде было очень крипово и грустно.
Вон, палач ходит.
В создании атмосферы Dismaland приняли учатие более полусотни уличных художников.
Спустя 36 дней, парк-выставка закрылся.
Стройматериалы Бэнкси направил на строительство бараков для лагеря сирийских беженцев во французском Кале.
Некоторые считают, что Бэнкси вторичен
Одна из ранних известных работ Бэнкси. Ничего остросоциального.
Вообще-то Бэнкси не стоит считать гениальным.
В 90-е он начинал, как и все.
Просто оставлял надписи на стенах.
Но получалось не очень.
Между буквами в слове было то слишком много пространства, то слишко мало.
Стараясь сделать нормально, парень возился у стены непозволительно долго.
Однажды, пытаясь разрисовать поезд, он чуть не попался полиции.
В ту ночь с карьерой райтера было решено завязать — и начать рисовать по трафарету, чтобы побыстрее.
Где-то в Англии.
Трафаретный стрит-арт не был новинкой.
К тому времени улицы Парижа уже украшали визуальные послания художника Блека Лё Рата.
Еще с начала 80-х годов ключевым образом Лё Рата была крыса, самое свободное животное города.
Художник выступал против общества потребления, пропаганды, милитаризма.
Бэнкси вдохновился не только техникой Лё Рата, но и его крысами.
Лишь в 2008 году, когда он уже был вовсю знаменит, в интервью Daily Mail Бэнкси скажет: «Каждый раз, когда я думаю, что нарисовал что-то хоть сколько-то оригинальное, вдруг выясняется, что Блек лё Рат уже сделал это 20 лет назад».
Сам же Блек Лё Рат высказался позднее в 2011 году о таинственном Бэнкси так:
Я рисовал много солдат.
Когда я вижу солдата, богоматерь с ребенком или крыс, сделанных Бэнкси, конечно, я понимаю, откуда он взял идею.
Понимаете, в искусстве очень сложно найти свою технику, свой стиль.
И когда он у тебя есть, и ты видишь, как кто-то берет и копирует его, тебе это не должно понравиться.
Я не совсем уверен в его порядочности, понимаете.
К слову, Лё Рат не единственный, кого обидел Бэнкси.
О конфликте между между Бэнкси и Королем Роббо, легендарным британским граффитчиком, снят целый фильм.
Роббо, так же оберегавший, анонимность, начал расписывать стены в 80-х годах.
Он стал известен за длинные надписи на поездах — как раз такие, который у Бэнкси не получались.
В 15 лет Роббо нарисовал старейшую граффити в Лондоне, которая оставалась на своем месте более 20 лет.
В 2009 году Бэнкси нарисовал поверх нее собственный рисунок, и этим нарушил неписанные законы уличных художников.
В ответ Король Роббо сделал то же самое.
Бэнкси повторил свой ход.
Битва художников могла бы продолжаться вечно, но в 2011 году Король Роббо был найден в луже крови у своего дома, а спустя три года комы — скончался.
Бэнкси стоит дорого, потому и покупают
Бэнкси сделал все, чтобы его заметили.
В то время, как другие уличные художники ограничивали себя городской средой, Бэнкси был настолько смел, что проникал в галереи и даже побывал в горячих точках по всему миру.
В 2003 году, спрятавшись под шляпой и плащом, Бэнкси зашел в лондонскую галерею Тейт, где взял и расклеил свои работы.
Два года спустя он прошелся уже по крупнейшим музеям Нью-Йорка, оставив свой след и там.
Также в 2005 году Бэнкси отправился в Израиль к разделительному барьеру — огромной стене, которая отрезает еврейское государство от Палестинской автономии.
На ней он изобразил брешь, сквозь которую виднеется райский пляж.
«За стеной».
Работа Бэнкси на стене, разделяющей Палестину и Израиль.
А в 2006 году картину Бэнкси за 25 тысяч фунтов стерлингов купила Кристина Агилера.
Полотно изображало королеву Викторию в образе лесбиянки.
Годом позже другая работа «Космическая девочка и птица» была продана на аукционе за 102 тысячи фунтов стерлингов.
Так к Бэнкси начали стекаться большие деньги.
В 2011 году Бэнкси отреагировал на свою популярность картиной, которая изображает аукцион. По сюжету на торги выставлено полотно с фразой «Я не могу поверить, что вы, придурки, покупаете это дерьмо». Спустя три года и это произведение было продано более, чем за 10 тысяч фунтов.
Когда я слышу о том, что Бэнкси проводит выставку, или о том, что его работы продаются за сотни тысяч фунтов, я не испытываю ни отчаяния, ни недоумения, ни изумления.
Это общественное явление.
У людей внезапно появляется повальное увлечение чем-то.
Сейчас это увлечения стрит-артом, поскольку это что-то доступное, но в то же время необычное и даже экзотическое
— арт-критик Мэтью Коллингз
Но за пределами элитных аукционов все обстоит иначе.
В 2013 году Бэнкси устроил воскресную распродажу в Центральном парке Нью-Йорка.
Скучный пожилой мужчина отдавал черно-белые работы Бэнкси за 60 долларов.
И это безумно дорого, если не знать, кто их сделал.
Поэтому на покупку решились только три человека.
Бэнкси и Россия
В 2018 году в Центральном доме художника прошла выставка работ Бэнкси, которые предоставили частные коллекционеры.
Сам Бэнкси заявил, что не имеет к выставке никакого отношения.
Однако Россия ему известна и интересна.
В 2010 году Бэнкси перевел выручку с продажи репродукций работы «Выбирай свое оружие» в поддержку петербургской арт-группы «Война».
В то время акционисты проходили по пункту «б» части 1 статьи 213 УК РФ (хулиганство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы) и могли присесть на пять лет.
Спустя восемь лет Бэнкси вновь вспомнил о связях с «Войной» и пригласил на закрытие своего депрессивного парка развлечений Dismaland группу Pussy Riot.
Девушки исполнили песню Refugees In о проблемах мигрантов и сняли клип.
А еще в 2013 году Бэнкси опубликовал работу «P 183 R.I.P.» Он посвятил ее российскому уличному художнику Паше 183, который скончался в возрасте 29 лет.
На родине аполитичный Паша 183 прославился за декорации к рок-опере TODD, а в Англии, где впервые о нем и написали, — за свой стрит-арт.
Его прозвали «русский Бэнкси», однако самому Паше 183 это не нравилось, ведь он самостоятельно вырабатывал свой стиль на протяжение 14 лет.
И Бэнкси здесь совсем не при чем.
Возможно, через много лет художник сам раскроет свою личность, когда будет уже старым и неспособным бегать от полиции и рисовать на стенах.
А до тех пор остается лишь строить догадки о его личности и наслаждаться работами этого арт-героя современности.