Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
Кто же такой этот Бэнкси, который появляется из ниоткуда, рисует остросоциальные граффити на стенах домов по всему миру, и до сих пор является неустановленной личностью?
Его граффити на стенах становятся арт-объектами, продаются на аукционах и обсуждаются мировыми СМИ.
Он рисует картины на злобу дня, ясно показывая, что хочет рассказать людям своим произведением.
Его не может поймать полиция, и никто не знает, в каком уголке мира появится его следующая работа.
Если вы слышали о Бэнкси только краем уха и хотите узнать больше, то мы собрали все известные факты про этого загадочного художника XXI века.

Личность Бэнкси не установлена до сих пор

Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
Экспонат выставки, посвящённый творчеству Бэнкси в Москве, 2019 год.
Бэнкси строго сохраняет анонимность.
Дело в том, что юридически четкой грани между стрит-артом и граффити нет.
Если стрит-арт — это искусство, взлом городской среды и преображение пространств, то граффити — банальный вандализм.
И за него сажают.
Кроме того, сегодня Бэнкси на пике славы.
Его работы вместе с кусками стен продаются за сотни тысяч долларов, и анонимность играет в этом не последнюю роль.
Ведь тайна всегда манит.
Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
Работа Бэнкси в лагере беженцев во французском Кале, 2015 год.
В 2016 году появилась теория, что Бэнкси — это некий Робин Каннингем, иллюстратор поваренных книг.
Позже журналисты пришли к выводу, что это Роберт Дель Ная, основатель группы Massive Attack.
Еще полагают, что Бэнкси вообще не существует, но есть арт-группировка и бренд.

В 2010 году даже вышел полнометражный фильм, о том как эксцентричный буржуа французского происхождения, проживающий в Лос-Анджелесе, превратившись в кинодокументалиста, попытался отыскать Бэнкси и подружиться с ним.
Режиссёром картины был сам Бэнкси.
Посмотрите, любителям арт-хауса понравится:


О личности художника известно очень мало.
Лишь то, что Бэнкси родился в 1974 году в Бристоле, где в 14 лет и начал рисовать граффити.
Также не секрет, что Бэнкси работает не один, и у него много помощников.
Увидеть творческий процесс можно всё в том же фильме «Выход через сувенирную лавку».
Кстати, сегодня Бристоль привлекает ценителей, которые хотят увидеть подлинные работы Бэнкси.
Чтобы было удобнее их найти, сделали мобильное приложение с маршрутами.

Не просто граффити

Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
Работа Бэнкси «Горничная, убирающая номер в отеле».
Стена Раундхауса, Кэмден, Лондон.

Бэнкси принято связывать с граффити, но это не совсем правильно.
Граффити — проявление уличной контркультуры, оно только для своих.
Послания граффитчиков, как правило, сводятся к тегам и шрифтовым росписям и большинству они непонятны.
Бэнкси же использует трафареты, и его послания понятны всем.
Он тенденциозен, живо реагирует на политические и социальные события, выражая свою точку зрения предельно простым языком.
Ему важно, чтобы общество его услышало.
Хотя вокруг Бэнкси сохраняется флер outlaw-художника, все же власти выборочно принимают его.
И защищают некоторые из его работ оргстеклом, чтобы их не испортили.
Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
Так случилось с последним муралом, изображающим упряжку рождественских оленей, которая тащит скамейку с бездомным.
Эта работа должна была напомнить о социальной ответственности перед бездомными людьми.
Но что-то пошло не так.

Один из фанатов Бэнкси заметил, что у властей всегда находятся деньги, чтобы защитить работы Бэнкси и никогда нет денег на бездомных.
В знак протеста он закрасил носы оленей красным.
Власти города быстро отмыли арт-объект и прикрыли оргстеклом.
Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
Это граффити появилось 9 декабря 2019 года в Бирмингеме, Великобритания.
Бэнкси устраивает смелые инсталляции.
Накануне 11 сентября в 2006 году средь бела дня он пронес на территорию Диснейленда надувную куклу, одетую в комбинезон заключенного Гуантанамо и с мешком на голове.
Напоминание об участи подозреваемых в терроризме сработало — аттракционы Диснейленда в тот день остановили.

Не обходится и без арт-хулиганства.
В том же 2006 году Бэнкси с диджеем Danger Mouse подменили CD-диски дебютного альбома Пэрис Хилтон.
В коробке был «улучшенный» буклет и диск с одним-единственный треком.

Одним из самых знаменитых проектов стал депрессивный парк развлечений Dismaland.
На входе стояли нарочито грубые охранники, в роли смотрителей выступали грустные люди с ушами Мики Мауса, на карусели вместе с посетителями катался мясник.
Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
В Дисмаленде было очень крипово и грустно.
Вон, палач ходит.
В создании атмосферы Dismaland приняли учатие более полусотни уличных художников.
Спустя 36 дней, парк-выставка закрылся.
Стройматериалы Бэнкси направил на строительство бараков для лагеря сирийских беженцев во французском Кале.

Некоторые считают, что Бэнкси вторичен

Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
Одна из ранних известных работ Бэнкси. Ничего остросоциального.
Вообще-то Бэнкси не стоит считать гениальным.
В 90-е он начинал, как и все.
Просто оставлял надписи на стенах.
Но получалось не очень.
Между буквами в слове было то слишком много пространства, то слишко мало.
Стараясь сделать нормально, парень возился у стены непозволительно долго.

Однажды, пытаясь разрисовать поезд, он чуть не попался полиции.
В ту ночь с карьерой райтера было решено завязать — и начать рисовать по трафарету, чтобы побыстрее.
Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
Где-то в Англии.
Трафаретный стрит-арт не был новинкой.
К тому времени улицы Парижа уже украшали визуальные послания художника Блека Лё Рата.
Еще с начала 80-х годов ключевым образом Лё Рата была крыса, самое свободное животное города.
Художник выступал против общества потребления, пропаганды, милитаризма.
Бэнкси вдохновился не только техникой Лё Рата, но и его крысами.
Лишь в 2008 году, когда он уже был вовсю знаменит, в интервью Daily Mail Бэнкси скажет: «Каждый раз, когда я думаю, что нарисовал что-то хоть сколько-то оригинальное, вдруг выясняется, что Блек лё Рат уже сделал это 20 лет назад».
Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
Сам же Блек Лё Рат высказался позднее в 2011 году о таинственном Бэнкси так:

Я рисовал много солдат.
Когда я вижу солдата, богоматерь с ребенком или крыс, сделанных Бэнкси, конечно, я понимаю, откуда он взял идею.
Понимаете, в искусстве очень сложно найти свою технику, свой стиль.
И когда он у тебя есть, и ты видишь, как кто-то берет и копирует его, тебе это не должно понравиться.
Я не совсем уверен в его порядочности, понимаете.

Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
К слову, Лё Рат не единственный, кого обидел Бэнкси.
О конфликте между между Бэнкси и Королем Роббо, легендарным британским граффитчиком, снят целый фильм.

Роббо, так же оберегавший, анонимность, начал расписывать стены в 80-х годах.
Он стал известен за длинные надписи на поездах — как раз такие, который у Бэнкси не получались.


В 15 лет Роббо нарисовал старейшую граффити в Лондоне, которая оставалась на своем месте более 20 лет.
В 2009 году Бэнкси нарисовал поверх нее собственный рисунок, и этим нарушил неписанные законы уличных художников.
В ответ Король Роббо сделал то же самое.
Бэнкси повторил свой ход.
Битва художников могла бы продолжаться вечно, но в 2011 году Король Роббо был найден в луже крови у своего дома, а спустя три года комы — скончался.

Бэнкси стоит дорого, потому и покупают

Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
Бэнкси сделал все, чтобы его заметили.
В то время, как другие уличные художники ограничивали себя городской средой, Бэнкси был настолько смел, что проникал в галереи и даже побывал в горячих точках по всему миру.
В 2003 году, спрятавшись под шляпой и плащом, Бэнкси зашел в лондонскую галерею Тейт, где взял и расклеил свои работы.
Два года спустя он прошелся уже по крупнейшим музеям Нью-Йорка, оставив свой след и там.

Также в 2005 году Бэнкси отправился в Израиль к разделительному барьеру — огромной стене, которая отрезает еврейское государство от Палестинской автономии.
На ней он изобразил брешь, сквозь которую виднеется райский пляж.
Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
«За стеной».
Работа Бэнкси на стене, разделяющей Палестину и Израиль.
А в 2006 году картину Бэнкси за 25 тысяч фунтов стерлингов купила Кристина Агилера.
Полотно изображало королеву Викторию в образе лесбиянки.
Годом позже другая работа «Космическая девочка и птица» была продана на аукционе за 102 тысячи фунтов стерлингов.
Так к Бэнкси начали стекаться большие деньги.

В 2011 году Бэнкси отреагировал на свою популярность картиной, которая изображает аукцион. По сюжету на торги выставлено полотно с фразой «Я не могу поверить, что вы, придурки, покупаете это дерьмо». Спустя три года и это произведение было продано более, чем за 10 тысяч фунтов.
Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?

Когда я слышу о том, что Бэнкси проводит выставку, или о том, что его работы продаются за сотни тысяч фунтов, я не испытываю ни отчаяния, ни недоумения, ни изумления.
Это общественное явление.
У людей внезапно появляется повальное увлечение чем-то.
Сейчас это увлечения стрит-артом, поскольку это что-то доступное, но в то же время необычное и даже экзотическое
— арт-критик Мэтью Коллингз

Но за пределами элитных аукционов все обстоит иначе.
В 2013 году Бэнкси устроил воскресную распродажу в Центральном парке Нью-Йорка.

Скучный пожилой мужчина отдавал черно-белые работы Бэнкси за 60 долларов.
И это безумно дорого, если не знать, кто их сделал.
Поэтому на покупку решились только три человека.

Бэнкси и Россия


В 2018 году в Центральном доме художника прошла выставка работ Бэнкси, которые предоставили частные коллекционеры.
Сам Бэнкси заявил, что не имеет к выставке никакого отношения.
Однако Россия ему известна и интересна.

В 2010 году Бэнкси перевел выручку с продажи репродукций работы «Выбирай свое оружие» в поддержку петербургской арт-группы «Война».
Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?
В то время акционисты проходили по пункту «б» части 1 статьи 213 УК РФ (хулиганство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы) и могли присесть на пять лет.

Спустя восемь лет Бэнкси вновь вспомнил о связях с «Войной» и пригласил на закрытие своего депрессивного парка развлечений Dismaland группу Pussy Riot.
Девушки исполнили песню Refugees In о проблемах мигрантов и сняли клип.


А еще в 2013 году Бэнкси опубликовал работу «P 183 R.I.P.» Он посвятил ее российскому уличному художнику Паше 183, который скончался в возрасте 29 лет.

На родине аполитичный Паша 183 прославился за декорации к рок-опере TODD, а в Англии, где впервые о нем и написали, — за свой стрит-арт.
Его прозвали «русский Бэнкси», однако самому Паше 183 это не нравилось, ведь он самостоятельно вырабатывал свой стиль на протяжение 14 лет.
И Бэнкси здесь совсем не при чем.

Возможно, через много лет художник сам раскроет свою личность, когда будет уже старым и неспособным бегать от полиции и рисовать на стенах.
А до тех пор остается лишь строить догадки о его личности и наслаждаться работами этого арт-героя современности.

iphones.ru