Норри — это кхмерское слово, этимологически восходящее к английскому lorry («грузовик»), хотя Камбоджа была французской колонией и большую часть заимствованных слов взяла из французского языка. Иначе норри называют «камбоджийским бамбуковым поездом». Средняя скорость его движения доходит до 50 км/ч, а путями служит метровая колея, построенная ещё французским колониальным правительством до войны. Такие пути сохранились близ городов Баттамбанг и Пойпет. В принципе, они сохранились и в других регионах, но в основном находятся в заброшенном и полуразобранном на металл состоянии, а вот под Баттамбангом и Пойпетом узкоколейка активно используется.

Норри, или камбоджийские бамбуковые поезда

Норри представляет собой бамбуковый настил, установленный на оси от старых вагонеток. Ведущая ось приводится от мотоциклетного или тракторного мотора. Это очень дёшево и просто — один «вагон» можно сделать за 3−4 дня при наличии исходного материала —, а его французы оставили предостаточно. К слову, мотоциклетные моторы — это «нововведение», сразу после войны норри приводились в движением с помощью… лодочных шестов.

Норри, или камбоджийские бамбуковые поезда
Настил настолько лёгок, что если на одноколейке встречаются два норри, то более лёгкие тележки просто переносят на другую сторону (для этого у норри есть рукояти, как у носилок), и поезда разъезжаются в противоположные стороны. До августа 2016 года норри не имели тормозов и тормозили исключительно двигателем (или, если скорость небольшая, ногами пассажиров) — лишь в 2016-м вышло постановление об обязательном, под угрозой штрафа, оснащении тележек простейшим тормозом.

Норри, или камбоджийские бамбуковые поезда
Во время гражданской войны в Камбодже первые несколько тележек норри-поезда были пустыми — они взрывались на минах, расчищая путь остальным, гружёным. Если мин по ходу пути встречалось более четырёх, взрывались следующие вагоны — поэтому обычно на первые гружёные норри укладывали не самый ценный груз.

Норри, или камбоджийские бамбуковые поезда
С середины 2000-х годов страна индустриализировалась, и значение норри постепенно снижалось. Одна линия за другой забрасывались, и к 2017-му осталось всего несколько маршрутов. По сути, колеи под Баттамбангом и Пойпетом в какой-то момент оказались единственными. Проезд для туристов на них стоил $5. Ещё одна линия до недавнего времени была в Пурсате, причём она выходила непосредственно из города. Она была государственной, и скорость на ней была ограничена 30 км/ч. В октябре 2017 года линии норри под Баттамбангом и Пойпетом закрыли и начали строить на этих направлениях нормальную железную дорогу. Тем не менее, энтузиасты восстановили другой участок старой французской узкоколейки близ археологической зоны Ват Банон и запустили новый норри — он открылся буквально на днях, в январе 2018 года.

Норри, или камбоджийские бамбуковые поезда
pcnews.ru/