Мировой уровень цифровой культуры повысился в год пандемии, а в России — почти нет.
Ко Дню безопасного Интернета компания Microsoft опубликовала результаты пятого ежегодного исследования культуры общения в сети.
На его основе был составлен рейтинг стран по индексу цифровой культуры (DCI, Digital Civility Index).
Исследование показало, что количество людей в мире, столкнувшихся с интернет-рисками, снизилось на 3% (с 70% до 67%), изменив тенденцию прошлого года, когда показатели DCI по всему миру ухудшались.
Основной вклад в позитивные изменения внесли подростки: прогресс цифровой культуры среди тинейджеров обеспечил 80% положительной динамики.
Россия по итогам года заняла 31 место в рейтинге индекса цифровой культуры среди 32 стран-участниц.
Общая ситуация в стране осталась практически без изменений, но падение уровня онлайн-культуры по сравнению с прошлым годом замедлилось: количество людей, столкнувшихся с онлайн-угрозами, изменилось на один пункт, с 79% до 80%.
Уровень культуры общения в сети стабилизировался за счет взрослой аудитории: результат по этой возрастной группе улучшился на 4%, с 85% до 81%.
71% российских респондентов ответили, что уровень онлайн-культуры во время пандемии коронавируса не изменился (58%) или стал лучше (13%), чем в прошлом году.
Только треть (29%) отметили его ухудшение, большая часть из них — поколение Z (13–24 года).
По их мнению, основные факторы негативной динамики — это посты и высказывания других пользователей, выражающие фрустрацию и обеспокоенность, а также распространение недостоверной информации.
Менеджер по работе с государственными организациями Microsoft в России Эльза Ганеева пояснила:
Пандемия кардинально изменила привычный образ жизни: наше взаимодействие в большей степени перешло в цифровую среду.
Несмотря на то, что процесс адаптации к новой реальности был и остается непростым, мы рады отметить, что уровень цифровой культуры в мире вырос — люди проявляли большую вежливость и эмпатию при общении в сети.
При этом онлайн-угрозы все еще остаются проблемой.
80% российских пользователей, подвергшихся им, испытали негативные последствия — 33% понесли денежные потери, 58% стали реже пользоваться соцсетями, а 49% начали меньше доверять другим людям».