Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
Служба такси DiDi Chuxing в 2016 году наделала немало шума, когда получила от Apple целый миллиард долларов инвестиций.
По последним слухам, сервис активно готовится к приходу в Россию и уже начинает набирать штат сотрудников в Санкт-Петербурге.

Если что, didi с китайского – это имитация сигнала автомобильного гудка.
Би-би, в общем.
Перспективы прихода такой крупной компании на рынок такси в России взбудоражили интернет.
Но что конкретно предлагает DiDi, и стоит их бояться Яндексу с другими сервисами?
Разбираемся далее.

1. DiDi – главное китайское такси

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
Сервис появился в июне 2012 года и сейчас работает в 400 городах КНР.
Услугами сервиса пользуются 450 млн жителей страны – около трети населения Китая!
DiDi захватила 99% рынка такси и 80% рынка частного извоза.
Ещё 100 млн пассажиров дают другие страны.

2. Основатель DiDi Чен Вэй восемь лет проработал в Alibaba

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
Собственную службу такси он создал в 29 лет, потому что часто не мог поймать машину в час пик и несколько раз даже пропускал из-за этого самолеты.
В 2016 году Вэй стал бизнесменом года по версии Forbes Asia.

3. Если бы не ошибка на экзамене, DiDi могла бы и не появиться

Вообще Вэю долго не везло.
На вступительном экзамене по математике он не увидел три вопроса на последней странице и недобрал баллов.
Пришлось поступать на непрестижный бизнес-менеджмент в Пекинский университет химтехнологий вместо ИТ-направлений в топовых вузах.
В университете Вэй работал страховым агентом.
Но не продал ни одного полиса.
Затем он устроился в сеть массажных салонов помощником менеджера.
Но делали там отнюдь не массаж.
Пришлось уволиться.
В итоге работа в Alibaba стала спасением.
И только здесь Вэй смог реализовать свои таланты, подучиться и основать собственную компанию.

4. Первым инвестором DiDi стал друг Вэя

Когда Вэй достиг потолка в Alibaba, то решил уйти в собственный бизнес.
В идею Вэя поверил его друг Ван.
Он дал 800 тыс. юаней (121 тыс. долларов) на старт бизнеса.
Инвестиция оказалась очень выгодной.
За восемь лет доля Вана выросла в цене до 1 млрд долларов.

5. DiDi – гораздо больше, чем такси

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию

Изначально DiDi предоставлял только услуги такси.
Сейчас это и такси-агрегатор, и каршеринг, а также сервис совместных поездок, тест-драйвов, аренды авто, заказа автобусов и даже проката велосипедов.

6. Водителей DiDi около 20 млн

Это 0,25% населения планеты, или каждый 400-й.
Больше, чем живет в Казахстане, Румынии или Чили.
Более 10% водителей – женщины.

7. Каждый день с DiDi совершается 30 млн поездок

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
В 2015 году DiDi отчиталась о 1,43 млрд завершенных поездок на такси и 20 млн поездок ежедневно.
Сейчас цифры выросли до 11 млрд в год.

8. В DiDi вложились все китайские гиганты. И не только!

Tencent впервые вложился в DiDi ещё в 2012 году.
Дал сразу 15 млн долларов.
На старте это очень много.
Главного конкурента Didi, Kuaidi, тогда поддерживала как раз Alibaba.

В мае 2016 года DiDi закрыла очередной раунд инвестиций.
Apple со своим миллиардом его возглавила.
Ещё столько же вложили Tencent, Alibaba и другие крутые инвесторы.
Оценка достигла 28 млрд.
В 2017 году DiDi провела ещё два раунда инвестиций – уже на 4,5 млрд и на 5,5 млрд долларов.
Вложились Alibaba, Tencent, Baidu и ещё под сотню инвесторов.
В результате оценка компании подскочила до 56 млрд, и DiDi стала самой дорогой начинающей компанией планеты.

9. Даже россияне инвестировали в DiDi

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
Самый известный российский инвестор DiDi – Юрий Мильнер, бывший совладелец и председатель совета директоров Mail.Ru Group.
Он владеет венчурным фондом DST Global, который вложился в Facebook, Twitter, Spotify, Groupon, JD.com, AirBnB, WhatsApp, Xiaomi и др.
Именно Мильнер пытался подружить Alibaba и Tencent перед слиянием DiDi и Kuaidi.
И ему это удалось.
Кроме того, в 2015 году в DiDi инвестировал РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций) через РКИФ (Российско-китайский инвестиционный фонд).

10. Как DiDi борется с конкурентами

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
С главным конкурентом Kuaidi компания объединилась.
Новый сервис оценили в 6 млрд долларов.
Собственно, с февраля по сентябрь он назывался DiDi Kuaidi, но потом стала Didi Chuxing.

Частные таксисты опасались монополии и протестовали.
Компания закрыла офисы в Лояне.
Но этим всё и ограничилось.
Что дальше?
Новые инвестиции в новых конкурентов и конкурентов конкурентов.
Хочешь агрессивно расширяться и захватывать рынок – плати.
Взамен получишь технологии и новых инвесторов.

Бразилия, Мексика, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Европы и Африки – везде политика DiDi примерно одинаковая.
Инвестиции, десятки миллионов на рекламу, поощрение водителей, дотации и бонусы за установку приложений – и дело в шляпе.

11. Didi смогла победить даже Uber

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
Как ослабить Uber?
Вложиться в его соперников.
Uber потеряет позиции, и его будет легче обойти.
Именно поэтому Didi стала инвестировать в агрегаторы Grab, Lyft и Ola.

Американский такси-сервис появился в Китае в 2013 году, но из-за жесткой конкуренции с DiDi и Kuaidi терял по миллиарду долларов в год.
В августе 2016 года конгломерат DiDi купил китайское подразделение Uber.
Сделка на 30 млрд долларов обеспечила Чену Вэю место в правлении Uber.
А главе Uber Трэвису Каланику – место в правлении DiDi.

12. Сервис начинал с 200 машин и офиса площадью 100 кв. м

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
Сначала было только мобильное приложение DiDi Dache, и Вэй никак не мог договориться с таксопарками о сотрудничестве.
У него не было разрешения на ведение бизнеса от транспортной комиссии, и такси-сервисы это не устраивало.

Через месяц всё же нашелся таксопарк с 200 машинами Китае это ни о чем), который согласился работать с DiDi.
Чтобы закрепиться на рынке и заявить о себе, этого хватило.

13. Почему китайские водители строем пошли в DiDi?

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
Главный инструмент продвижения: DiDi рекламировала свое бесплатное приложение и доплачивала за новые скачивания.
В итоге о компании узнавали благодаря сарафанному радио.
Дальше было много заказов и субсидии водителям.
Если в Uber-подобных стартапах в Китае таксисты зарабатывали в среднем 6 тыс. юаней (1 тыс. долларов) в месяц, то DiDi обещал 20 тыс. юаней (3,3 тыс. долларов) – очень жирную сумму.

Воюя с Uber в Китае, в DiDi тратили на дисконты космические суммы.
То же самое приходилось делать Uber.
За 2015 год американский сервис влил в рынок 1 млрд долларов и всё равно проиграл.
После покупки Uber китайский гигант не остановился.
В первой половине 2018 года DiDi раздал субсидий на 11,7 млрд юаней (2 млрд долларов).

Водители DiDi получали премии за всё.
Выполнение плана, работа в часы пик, бонусы за отличное обслуживание, электронные чаевые.
Всё это позволяло заработать больше, чем в Uber.

14. Как у DiDi обстоят дела с безопасностью поездок

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
В 2018 году DiDi столкнулся с «кризисом смертей».
Компанию обвинили в безответственности после двух убийств молодых женщин.
В Китае призывали бойкотировать сервис.

Водитель Hitch (сервиса поиска попутчиков от DiDi, аналога BlaBlaCar) изнасиловал и убил 20-летнюю пассажирку.
Накануне другая пассажирка написала на него жалобу, но в DiDi не отреагировали.
Позднее пользователь того же Hitch украл аккаунт у своего отца.
Он нашел попутчицу, 21-летнюю стюардессу, увез её и убил.
Власти потребовали от DiDi экстренных мер.
Семь сервисов  DiDi на время перестали работать ночью.
Компания объявила награду в 1 млн юаней (157 тыс. долларов) за информацию о водителе.
Также DiDi обвиняли в том, что компания не отсеивает водителей с уголовным прошлым и не реагирует на жалобы пассажиров.
Так, одна женщина сняла видео о неподобающем поведении водителя во время поездки.
Но после публикации ролика именно её обвинили в распространении порнографии.
Это вызвало протесты и новую волну негодования.

В общем, в итоге Вэю пришлось всерьёз заняться безопасностью.
Теперь в приложении DiDi есть тревожная кнопка.
Она автоматически соединяет с местной полицией и позволяет отправить аудиосообщение о проблеме.
Можно вызвать такси с водителем того же пола, что и вы.
Есть опция, которая позволяет задать экстренный контакт – с ним свяжутся, если с пассажиром что-то случится.
В приложении есть функция записи аудио в течение всей поездки.
Данные водителей проверяются умными методами больших данных.
Лицо водителя распознается ежедневно, так что продать аккаунт нельзя.
Аудиозаписи поездок хранятся в течение недели на удаленных серверах.
За 2018 год водители DiDi вернули пассажирам 1,13 млн забытых вещей.

15. DiDi очень много вкладывается в технологии, и это заметно

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
Просто массой сейчас конкурентов не задавишь.
В DiDi это понимают и делают ставки на технологии.

Конгломерат основал исследовательский институт в Китае, чтобы оптимизировать работу диспетчеров и планирование маршрутов.
Затем открылось DiDi Labs в Силиконовой долине (Маунтин-Вью, Калифорния) – здесь также работают над ИИ и умными технологиями вождения.
DiDi получает данные с датчиков на улицах и в своих авто.
Это помогает распределить нагрузку в реальном времени и подавать такси быстрее.

16. Можно сказать, что DiDi приближает будущее

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
В самых технологичных городах вроде Цзинаня, Шэньчжэня, Гуйяна и Уханя работают умные светофоры, транспортные экраны и другие решения DiDi. Разрабатываются интеллектуальные решения на уровне города.

В начале января DiDi представил технологию распознавания лиц в автомобилях.
Она позволит идентифицировать водителя и пассажиров, а также искать признаки сонливости.
Сонный таксист – опасный таксист.
Наконец, DiDi создает беспилотные такси.
Но когда они появятся на дорогах, пока сказать сложно.

17. DiDi уже набирает сотрудников в России

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
В начале января на заблокированном в России LinkedIn появилась вакансия PR-менеджера DiDi с офисом в Санкт-Петербурге.
Специалисту предстоит работать с «профильными ассоциациями и государством».
Кроме того, ищут главу российского подразделения.
Но такие вакансии на сайтах не публикуются, это инсайдерская информация.
С кандидатами уже провели несколько собеседований.
Правда, пока непонятно, чем компания собирается заниматься в России.
Возможно, запустят только аналитический центр.
Он позволит DiDi понять, стоит ли вообще заходить в Россию или нет.

Но планы DiDi о выходе на российский рынок озвучили еще в 2017 году.
Тогда глава РФПИ Кирилл Дмитриев утверждал, что сервис придет в Россию через инвестиции в местную компанию.

18. Что ждет DiDi в России

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию

Объем легального рынка такси в России в 2019 году оценивается в 709 млрд рублей.
Рост по сравнению с 2018 годом составил 5,6%.
Ещё 101 млрд рублей дает теневой рынок.
Он вырос сильнее, на 6,3%.
В Москве нелегальных таксистов 15%, а в Калмыкии, например, на 100 машин с разрешениями приходится 165 без них.

Лидером российского рынка такси является «Яндекс.Такси» с долей 27%.
У ГК «Везет» 12%, у «Максима» 9%, у Gett 5%, около 1% у «Ситимобил».
Остальные агрегаторы в сумме дают ещё 6%.
Через агрегаторы заказывают 60% поездок.
С учетом нелегалов это 53% от общего количества.
DiDi вполне может купить один из мелких сервисов.
Затем влить деньги субсидиями водителям и приблизиться к «Яндекс.Такси».
А дальше как карта ляжет.

19. Сколько водителей может переманить DiDi

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
В РФ более 600 тыс. водителей такси и около 22 млн людей, которые регулярно вызывают «шашечки».
Это 15,4% населения страны.

Средний доход таксиста в Москве равен 83 тыс. рублей в месяц, по стране в целом – около 63 тыс. рублей.
Это 64% от стоимости поездки, остальное уходит агрегатору, тратится на аренду, топливо и техобслуживание.
Цифры приведены по легальному доходу.
Водители работают в основном по 11 часов в день.
Лишь 22% могут себе позволить работать до 8 часов, а 4% работают более 16 часов в сутки.
У DiDi есть всё, чтобы предложить водителям и пассажирам более комфортные условия.
И “подрасти” на несколько сотен водителей и миллионы поездок ежедневно.

20. С какими проблемами может столкнуться DiDi в РФ

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
Цифры, может быть, и хороши.
Но в декабре 2019 года в РФ в первом чтении приняли законопроект об агрегаторах такси.
В документе говорится: Участником рынка заказа такси «должно быть только юридическое лицо, и оно не может быть филиалом какой-то иностранной компании, это должны быть только российские компании с российским капиталом».
До второго чтения этот текст не дошел.
А в альтернативном законопроекте об иностранных компаниях и юрлицах ничего не сказано.
До третьего чтения в документ могут внести поправки.
И вполне возможно, что он будет защищать отечественные компании.
Тогда у DiDi действительно останется только вариант старта в России через третье лицо.
Ну а мы, простые пассажиры, будем с интересом следить за дальнейшими событиями.
Конкуренция всегда на пользу.

Бонус: президент DiDi – дочка основателя Lenovo

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
Лю Цин более известна в Европе как Жан Лю.
Она отдала 12 лет Goldman Sachs и стала для DiDi связующим звеном между Европой и Азией.

У Лю Цин трое детей.
А ещё степени бакалавра в области компьютерных наук в Пекинском университете, магистра в области компьютерных наук в Гарвардском университете и почетная степень доктора экономических наук Нью-Йоркского университета.
iphones.ru