Сейчас критично важно держать свои девайсы целыми, но уберечься от этого невозможно.
Когда человек добирается до сервиса, цена на ремонт дисплея айфона до 33 тысяч рублей повергает его в шок.
А потом уводит к барыге по совету дальнего знакомого.
В два раза же дешевле, а запчасть как оригинал.
Ниже разберёмся, почему ремонт у Apple дорогой, стоит оно того и может ли быть так, что даже после покупки мы платим «яблочный» налог.
Как я 3 раза чинил свой iPhone в подвале
Сервисный центр здорового человека
Моя ситуация удивила крепкую пятёрку сервисных центров Москвы.
Слишком долго говорил по телефону с мокрыми волосами, положил трубку, и увидел разводы под стеклом.
Это было на iPhone 5S, поэтому ни о какой влагозащите речи не шло: дисплей почти не отвечал на нажатия.
Сначала был классический рис и 2 дня сушки, вроде сработало.
А через неделю прикосновения снова перестали считываться и яркость заскакала туда-обратно.
Нужно было чинить.
В сервисах не верили, что влага могла застрять между стеклом и дисплеем без утопления, но датчики воды доказывали мои слова.
В 2015-м цены на замену были от 2,5 до 8 тысяч.
Сервисный центр, куда ходил я
Никогда столько за ремонт не платил, поэтому решил найти максимально дешёвый вариант.
Подвал, да, зато ведь в центре.
Клюнул на отзывы в картах, заменил экран за 3 тысячи, а потом заменил опять и опять.
Во второй раз, потому что дисплей поставили с ужасной цветопередачей, а потом из-за плохого клея стекло лопнуло от случайного толчка.
С тех пор чиню только официально и не жалею на это денег.
Со стороны результата понятно, что платить больше = лучше.
Но почему?
На мой взгляд, на это есть целых пять причин.
1. Чем сложнее устройство, тем накладнее ремонт
Раньше можно было менять батарею даже на MacBook вплоть до 2009-го года, но он и жил пять часов.
Съёмный аккумулятор был чистой необходимостью.
Необходимость и возможность пропали с релизом ультратонкого MacBook Air.
В него поставили технологичную литий-полимерную батарею, которая легла в основу сновнову всех других ноутбуков.
Такие аккумуляторы гораздо компактнее, и их проще подстраивать под форму устройства.
В MacBook 12 эту идею развили ещё сильнее, когда начали делать пластины сложной формы.
Жёлтым отмечены два чипа по 64 ГБ постоянной памяти в MacBook 13 2016 Touch Bar.
При таких габаритах и батарее модули почти невозможны.
И менять аккумулятор самостоятельно нельзя, просто потому что каждый подгоняется и вживляется в корпус, как SSD, распаянный на материнской плате.
Последнее в компании тоже начали делать, чтобы сэкономить пространство.
Есть другой пример с экранами iPhone и iPad.
Раньше они состояли из нескольких слоёв, а сейчас стекло и дисплей нельзя заменить по отдельности.
Придётся менять весь модуль.
Так пиксели ближе к пальцам, и больше нет воздушного слоя. Но ремонт стал дороже.
2. Начинку делают плотнее ради компактности
Любое футуристичное устройство выглядит тонким и элегантным.
И, разумеется, лидер индустриального дизайна старается приблизиться к этому будущему.
Смотрим на AirPods.
Pro-модели буквально пропитаны клеем, там нулевая возможность ремонта.
Всё из-за формы батареи, которая похожа на шайбу.
Там, где другие оставили место для открытия крышки и смены аккумулятора, Apple поместила его во внутрь залила пропиткой ради оптимальной формы.
Наушники меньше, красивее, но одноразовые.
Зато любого конкурента они и внешне, и функционально опережают на 3-5 лет.
Ни одни вакуумники не умеют в настолько реалистичный режим прозрачности.
Ещё один хороший пример, когда доступом к деталям пожертвовали ради функциональности это клавиатура-бабочка.
На презентации о ней прямо говорили, что изобрели ради меньшей толщины макбука.
Но из-за монолитности даже песчинка могла испортить опыт использования.
Если клавиатура заела, сервис меняет в ноутбуке:
- Весь блок клавиш
- Батарею
- Топ-кейс, т.е. внешнюю часть из алюминия
Кому-то такая ситуация на руку, а кому-то – нет. Сам в восторге от клавиатуры.
Неприятно только, что перерасходы годных частей от многократного ремонта вредят природе.
3. Купертиновцы разрабатывают проприетарные аккумуляторы. Такие не для всех
Вот яркий пример. Посмотрите, как изнутри и снаружи выглядят кейсы AirPods Pro vs Sony WF-1000XM3:
«Капсула» эирподсов в три раза компактнее, а внутри батарея слегка (1.98 Вт против 2,59 Вт) меньшей ёмкости.
Sony решила особо не париться и просто вставила стандартный аккумулятор, когда Apple почти везде разрабатывает свой дизайн.
Отсюда компактные формы и габариты, что может напрямую повлиять на выбор покупателя.
Такая же история во всех устройствах, потому что их начинка постоянно переизобретается в компании ради постоянного прогресса и инноваций.
Взять тот же iPhone 5, в котором каждую деталь пришлось минитюаризировать, чтобы сделать корпус тоньше в сравнении с 4S.
Стандартную промышленную батарею там никак было не вставить.
4. В официальных мастерских стандарты как на заводах. А зарплаты выше
Отсюда растёт цена ремонта.
Здесь два ключевых момента.
Труд в Китае стоит намного меньше, чем в большинстве других стран.
По ссылке можете посмотреть описание вакансии в Гуанчжоу, месте, где собирают iPhone и iPad.
27 000 рублей фиксированной зарплаты в месяц, а остальное за сверхурочные, выходные и праздничные.
Когда вы оплачиваете починку ноутбука или айфона в своей стране, то отдаёте деньги не только за деталь, но и за навык и потраченное время мастера.
Чем выше в стране платят за труд, тем дороже выходит услуга.
Например, в Москве зарплата мастера будет около 70 000 рублей.
У официального ремонта высочайший стандарт качества.
Это распространяется и на навык инженеров, для которых у Apple есть своя программа обучения, и на комплектующие устройств, и на инструменты для починки.
Абсолютно всё закупает сервис сам, так что расходы значительно растут.
При этом некоторые нюансы настолько секретные, что в компании Авторизованным сервисным центрам (АСЦ) не разрешают делиться подробностями.
Всё, чтобы защитить качество ремонта.
Подробнее о том, как именно работают премиальные мастерские, можете прочитать в нашем интервью.
В тему: Сотрудник сервиса Apple в России рассказывает о замене экрана на iPhone
5. AppleCare+ и легитимный ремонт помогают друг другу. И нам
Приблизительное распределение прибыли от сервисов в компании
Сервисы приносят Apple 14% от всех денег.
Из них почти 17% идут от запчастей, услуг починки и страхования.
Считаем, и получается, что в первом квартале 2020 года компания выручила на ремонте и расширенной гарантии $2,16 млрд.
Четверть всего заработка Xiaomi за тот же период.
Какую часть покрывает сам ремонт, а какую AppleCare+, неизвестно.
Есть много теорий заговора и мнений на счёт того, что в компании специально держат цены и там, и там высокой.
Только страховка работает так в любой сфере. Профит поступает, потому что в итоге многим этот ремонт не нужен.
А не потому что для всех остальных он дорогой.
Само собой, бывают ситуации, как с Flexgate, когда шлейф дисплеев MacBook Pro 2016-2017 был слишком коротким и ломался.
С этой проблемой столкнулся наш автор, АСЦ-ремонт влетел ему в 25 000 рублей.
В неофициальных мастерских предлагали дороже.
Сколько на этом заработала компания, если заработала вообще, выяснить невозможно.
Во многих других ситуациях вам могут поменять и дисплей, и батарею, и устройство целиком.
Всё потому что, как мне сказали в шанхайском Apple Store, «ценят каждого клиента».
И чтобы вы вернулись с уверенностью, что купите надёжную вещь.
Но в компании борятся за ремонтопригодность
Mac Pro, в котором можно поменять вообще всё
Начинка яблочных девайсов от материнских плат до динамиков всегда кастомная, и даже модули конструируют фирменные, как в новом Mac Pro.
Работа по одним и тем же шаблонам разъёмов и комплектующих просто тормозила бы прогресс.
Со временем процессы на фабриках налаживаются, методы компоновки железа перетекают из одного вида гаджета в другой.
Получается фирменный язык сборки.
Его развитие можно заметить, если полистать разборы айфонов и макбуков от iFixit в последние 10-15 лет.
В iPhone пришли батареи-пластины , в MacBook плотная подгонка всех модулей.
Сверху MacBook Air 2018, снизу новый MacBook Air 2020.
Следите за шлейфами, теперь их на один меньше
Этот язык позволяет улучшить ремонтопригодность, уровень которой, хоть и остаётся низким, иногда увеличивается на 1-2 балла с релизом нового устройства.
Например, в новом MacBook Air шлейф тачпэда больше не мешает замене аккумулятора.
В модели 2018-го года для этого нужно было отсоединять и двигать материнскую плату, а теперь она останется на своём месте.
В итоге iFixit оценил на балл выше MB Air 2020.
У других правило то же. Чем сложнее, тем дороже чинить
Ничего необычного, просто цены на ремонт Galaxy Z Flip
Технологичные устройства делает не только Apple.
Любой смартфон или ноутбук к ним относится.
Всё зависит от сложности комплектации и у сервисов других компаний такие же условия.
Samsung даже выпустила видео на эту тему.
Поверхностный поиск для остальной техники выдаёт следующие цены:
Замена диспле
— iPhone 11 Pro Max:32 990 рублей
- — Huawei P30 Pro: 16 500 рублей
Замена батареи ноутбука
- — MacBook Pro 15: 22 990 рублей
- — Acer/Asus: 8 500 рублей
Ситуация в последнем случае показательная.
В ноутбуках большинства компаний стоят стандартные аккумуляторы, как и дизайн креплений.
В том, чтобы открутить-закрутить 4 болта нижней крышки тоже нет ничего сложного.
Любой с отвёрткой это может сделать.
Apple мешает делать так же предельно точная подгонка начинки, для работы с которой даже специальные инструменты нужны.
То самое Think Different живёт до сих пор.
По итогу ремонт зависит от цены на запчасти и сложности их установки
Подводя черту, выводим три адекватных причины:
- Сервисы/магазины берут на себя денежную нагрузку из-за мирового уровня починки
- Качественные детали стоят дорого из-за стандартов производства
- Ценник растёт вместе с новизной модели и её частей
Это киты, на которых стоит надёжность ремонта. И его стоимость.
Считаю, что каждый должен жить по мере своих доходов.
Если у вас есть 130 тысяч рублей на новый смартфон, то будьте готовы потратить ещё 33 на замену его дисплея.
Купить дорогой мобильник или ноутбук это как обслуживать машину.
Вместе с её покупкой нужно ещё иметь деньги на страховку и ремонт.
Как сами думаете, стоит шагать в АСЦ и платить треть цены девайса?
Или, всё-таки, совершенно нормально плюнуть на риски, зайти в подвальную и починиться там в два раза дешевле?
Где лучше чинить?