Сегодня утром Apple показала всему миру уникальное видео, снятое в России.
Само по себе такое событие – огромная редкость.
Но ещё большей редкостью является его длительность: перед нами фильм на целых 5 с лишним часов.
Его рекламным не назовёшь, настолько он необычен.
Возможно, это и не совсем фильм в традиционном понимании.
«Эрмитаж. Снято на iPhone 11 Pro» – это кинопутешествие в разрешении 4K по современному Эрмитажу длиной в 5 часов, 19 минут и 28 секунд на одном заряде аккумулятора iPhone 11 Pro Max.
Оно снято на этот iPhone с первой попытки, одним дублем и одним кадром без склеек и монтажа.
Эрмитаж снимался в сложнейшей технике, которая требует неординарной подготовки и не оставляет шанса на ошибку.
Поэтому история подготовки и съёмочного процесса интересна сама по себе.
Я пообщался с режиссёром и командой проекта, чтобы вы могли лучше оценить масштабы работы.
Идея «одного кадра» в Эрмитаже появилась 17 лет назад. Тогда это был прорыв
Кадр из фильма «Русский ковчег».
Александр Сокуров снял «Русский Ковчег» в декабре 2001 года в Зимнем Дворце Эрмитажа, использовав редкую в кинематографе технику «одного кадра».
Она заключается в том, что фильм снимается безостановочно, без склеек кадра, на одну камеру.
В фильме ( на он доступен на youtube) рассказывается история Эрмитажа и его обитателей голосами двух людей: французского путешественника во времени и современного петербуржца.
Зритель при этом плывёт из зала в зал, наблюдая глазами камеры за сменой эпох.
Фильм тепло приняли как на родине, так и за рубежом.
Это было первое полнометражное кино в России, снятое на цифровую камеру без компрессии видео в формате HD.
Сделать подобное на обычной, плёночной камере, было невозможно из-за ограниченной ёмкости кинокассет.
Спустя 20 лет «Эрмитаж.
Снято на iPhone 11 Pro» ненароком продолжает технологический прорыв.
Достижение Сокурова в 2001 году, достигнутое с помощью тогдашних редких технологий, в 2019-м году получилось повторить на iPhone, самом популярном смартфоне в мире.
Как и у Сокурова, единственной камеры было бы недостаточно для съёмки длительного видео со сложной структурой, хореографией и сюжетными элементами.
Поэтому и во время пятичасовой съёмки, и задолго до неё над проектом работали десятки людей, гаджетов и технологий.
Всё должно было пройти идеально с первого раза, иначе всю финальную подготовительную работу пришлось бы начать заново.
Как готовились снимать огромный фильм на маленький iPhone
Команда думает над планом съёмки одного из залов Эрмитажа.
Проект и съёмки были согласованы с Эрмитажем на условиях музея.
Задолго до даты «чистовой» записи, команда сотни раз прошлась по музею во все стороны, досконально оценивая каждый зал.
Аксиня Гог, режиссёр: Бриф был достаточно свободный, в нем было буквально несколько вводных: Эрмитаж, iPhone, один кадр, 5 часов.
У меня была возможность придумать всё, что угодно.
Вдохновила возможность соединить в одном проекте две махины, две личности – Эрмитаж и Apple.
С самого начала было решено отталкиваться от пространства.
Так как снимали одним дублем, то были ограничены в выборе маршрута.
Пришлось сочинять историю по ходу перемещения.
Давид Хайзников, оператор-постановщик: Снять проект такого хронометрожа одним дублем без единой склейки — это то, чего пока не удавалось сделать никому в кинематографе.
Во многих нашумевших фильмах, снятых одним планом — «Бердмэне», 1917, — все равно есть скрытые склейки.
У нас же нет ни одной.
Важно было понять, какую идею мы хотим пронести через это путешествие по музею.
Мы выбрали концепцию естественности света и камеры, как наблюдателя, который идет по своему маршруту, а события вокруг как бы происходят сами по себе.
Николай Пигарев, технический директор: Когда мне впервые озвучили задачу снять на iPhone одним дублем больше пяти часов в 4К, мой первый вопрос был: «А может вообще телефон это сделать?»
Мне сказали: «Это никто не пробовал, нам и предстоит узнать!»
Алексей Смоляр, второй режиссер: Мы снимали одним дублем, чтобы показать возможность аккумулятора iPhone справляться со сложными задачами и выдерживать экстремальные нагрузки.
Так как мы записывали в Питере в декабре, где световой день длился всего около 5 часов, нам было невероятно принципиально двигаться строго по графику, чтобы захватить максимум естественного дневного света.
Масштаб продакшена соответствовал масштабу площадки: общая площадь залов музея превышает 233 тысячи квадратных метров.
В проекте приняли участие несколько сотен человек, включая креативную команду, осветителей и технических рабочих, актеров.
Съёмочная группа одета в чёрное, чтобы не отражаться на блестящих поверхностях в музее.
Основная команда, которая следовала за камерой на протяжении всего пятичасового маршрута – это всего 7 человек, из них 3 оператора, которые попеременно снимали на нашу конструкцию из трех телефонов.
Нас готовили как космонавтов.
У каждого были свои задачи и своя зона ответственности.
Интересной задачей был расчет хронометража фильма: сколько времени провести в каждом зале, как долго задерживаться у картин.
Была одна полноценная репетиция, во время которой мы снимали «кусками».
Спешили, чтобы разобрать каждый зал и всё успеть.
В итоге вышла уникальная ситуация – сложив отснятый материал, мы получили «недохрон» 2 часа!
Пришлось заново разбирать маршрут и детальнее расписывать сценарий для каждого зала и перехода.
Большинство репетиций приходилось на рабочее время музея, где мы просто сливались с толпой туристов и двигались по нашему маршруту, разучивая его.
Технические особенности. Пять часов фильма одним кадром – не шутки
Весь фильм действительно снят на один iPhone 11 Pro Max, причём именно на его основную, широкоугольную камеру.
Формат был слишком необычным, чтобы воплотить его по устоявшимся правилам, с помощью проверенных схем и оборудования.
Поэтому многие решения были придуманы и опробованы впервые специально для этой ленты.
Полгода труда нескольких сотен человек зависели от маленького смартфона с камерой, и команда приняла решение подстраховаться всеми возможными способами.
В том числе соорудить уникальный «риг» из трёх iPhone 11 Pro.
Весь фильм сразу после съёмки весил 126 ГБ.
Аксиня Гог, режиссёр: Снимали в понедельник, это выходной день музея.
Не думайте, что в этот день музей пустует – тысячи сотрудников выходят на работу: уборка, инвентаризация, реставрация.
Нам нужно было вписаться в жизнь музея, стать её частью.
Поэтому график съемок заранее подробно обговаривался.
Из-за специфики площадки у нас не было ни одной полноценной репетиции.
Мы не могли на 100 процентов придумать ситуацию и поместить ее внутрь Эрмитажа.
Надо было отталкиваться от пространства.
Музей стал нашим главным героем – это живой организм, и мы прожили день съемки вместе с ним.
Давид Хайзников, оператор-постановщик: Обычно ты приходишь на объект и можешь всё пространство подстроить под себя: свет, кран, дрон.
Но Эрмитаж – не обычная площадка.
Изначально планировали снимать на один iPhone.
Но во время подготовки решили все же иметь второй в качестве «подстраховки».
Потом понадобился еще один телефон для организации плейбека.
Обычно сигнал на плейбек передается по проводу, но во время этой съемки мы не подключали к телефонам провода, чтобы не возникло ощущения, что телефоны заряжаются.
Так выглядит «риг» из трёх iPhone 11 Pro, с помощью которого снимали, мониторили и транслировали видео в реальном времени.
Мы начали думать над созданием специального «рига», который умещал бы сразу три телефона и давал максимальную маневренность операторам.
Но такое расположение не позволяло сбалансировать конструкцию.
Так что мы продолжили тестировать и в итоге пришли к такому решению.
На финальной конструкции основной и запасной телефон расположены прямо друг за другом.
Снимали на широкоугольные объективы.
Специальная конструкция рига позволила примерно сравнять композиции на обоих.
А рядом был телефон для плейбека, который транслировал сигнал на iPad режиссера, несколько iPhone съемочной группы, а также транслировал картинку в облако, к которому присоединялись те, кто работал над проектом из разных стран.
В итоге для съемки мы использовали и тележки, и кран, но большую часть времени телефоны проводили в руках операторов, которые периодически сменяли друг друга.
Николай Пигарев, технический директор: Всё началось с очень подробных тестов.
Первым делом я взял iPhone 11 Pro Max и поставил его на окно.
Он записал 6 часов видео, я обрадовался и подумал, что дело сделано.
Оказалось, что не все так просто. Показатели во время тестов постоянно варьировались.
Интересно, что такие параметры как, например, яркость экрана, включен ли Bluetooth или WiFi, никак не влияли на батарейку во время записи видео.
Единственный вариант проверить, как iPhone справился бы с нашей задачей – в точности воспроизвести запись с заданными параметрами.
Тут и выяснилось, что экспозиция, автостабилизация, фокус сильно влияют на аккумулятор.
В итоге мы бесчисленное количество раз прошли наш маршрут.
У меня был график, который позволят отслеживать «нормальную» активность батарейки, которая дала бы нам снять не меньше 5 часов.
Во время самой съемки мы постоянно сверялись с ним и адаптировали нашу работу.
В итоге, когда мы финально отсняли 5 часов 20 минут, у нас осталось 19% заряда – отличный результат!
Вот момент остановки съёмки:
Алексей Смоляр, второй режиссер: Одна из самых сложных сцен – сцена в театре.
Камера почти постоянно крутилась на 360 градусов, поэтому никто кроме оператора и актеров не мог находиться внутри, чтобы не попасть в кадр.
В итоге мы снимали эту сцену практически вслепую. И это, пожалуй, один из самых эффектных моментов в фильме.
Еще одним сложным моментом были переходы камеры с крана в руки оператору, на тележку, обратно на кран и тд.
Важно было, с одной стороны, сделать их максимально незаметными.
А с другой стороны, не создать ощущения монтажа или склейки.
Съемки с крана позволили нам включить в фильм детали, которые никто раньше не показывал так подробно и так близко – потрясающий потолок в Лоджиях Рафаэля, например.
Для съёмки фильма создали приложение для iPhone и Apple Watch – Catch
Создание проекта такого уровня требует нестандартных решений, и автоматизированных настроек камеры iPhone оказалось недостаточно. Apple всё-таки делает смартфоны для всех, а профессионалам предлагает возможности добиться большего.
Так в ходе подготовки к съёмке и родилось приложение Catch, сокращённо от capture (захват) и Watch (Apple Watch).
Давид Хайзников, оператор-постановщик: Нативное приложение в iPhone не позволяет вручную контролировать настройки съемки.
В частности, автоэкспозиция нам не подходила, потому что каждый зал освещен по-разному.
Мы перепробовали множество приложений с ручными настройками, доступных в App Store, но идеального решения для себя так и не нашли: где-то не все нужные мне настройки присутствовали; где-то они были, но их можно было контролировать только нажатиями на экран, а это не подходило нам.
В какой-то момент обсуждали полную автоматизацию съемочного процесса, вплоть до использования роботизированной руки для съемке (как в клипе Мани жи «Люстра», снятом на iPhone 7 Plus).
Но большая часть съемки была импровизацией, и в режиме реального времени необходимо было подстраиваться под меняющийся естественный свет.
Поэтому участие операторской группы было необходимым.
Интерфейс приложения Catch.
Николай Пигарев, технический директор: Протестировав множество готовых решений для съемки с ручными настройками из App Store, за две недели до съемки мы приняли решение создать собственное приложение.
ТЗ формировалось буквально в режиме реального времени на съемочной площадке.
В результате мы сделали приложение, которое перенесло все тонкое управление (ISO, фокус, баланс белого и тд) на коронку Digital Crown в Apple Watch. Теперь параметры съемки мы могли контролировать идеально точно через физический «манипулятор», а не приблизительно, пальцем.
Catch (749 руб. в App Store) – приложение для профессионального воркфлоу с использованием iPhone.
Оно подойдет тем, кто работает на серьезном уровне, с командой и сложными задачами.
В момент съемки приложение в App Store весило всего 3.5 Мб и содержало в себе только необходимые функции.
Сейчас мы продолжаем работать над ним и постоянно расширяем функциональность и возможности.
Оно помогает раскрыть все возможности iPhone 11 Pro.
В приложении мы сделали поддержку Smart HDR. Думаю, это такой «звоночек из будущего», которое уже скоро настанет, когда компьютеры будут сами дорисовывать часть картинки, как это сейчас работает с Deep Fusion или Ночным режимом в iPhone.
В нашем случае Smart HDR очень помог при съемке нюансов, например, переходов темных цветов на картинах от темно-зеленого к черному.
Главная фишка приложения, конечно, была в том, что там нельзя случайно остановить запись – мы просто не могли себе позволить такой ошибки.
Еще одна уникальная особенность нашего продакшена и то, чего никто не делал раньше – все было организовано на базе мобильных устройств: iPhone мы использовали и в качестве камеры, и в качестве монитора с собственной точкой доступа в режиме NDI (Network Device Interface).
За этим будущее. Круто, что мы одни из первых это попробовали.
Попыток снимать на iPhone до этого было достаточно много, но к этому приходилось приспосабливаться.
Мы же наоборот построили весь продакшн вокруг того, что снимали на iPhone – и нашли совершенно новые решения, способные конкурировать с профессиональным продакшеном.
Эрмитаж не говорит, но доказывает, на что способен iPhone
Если вы посмотрите всё пятичасовое видео целиком, то заметите: в нём фактически нет рекламы.
Сообщение о продукте Apple вынесла в трейлер и оставила нетронутым творческий замысел кинопрогулки.
Автономную работу iPhone 11 Pro Max нахваливают все, и лучшего доказательства его возможностям, чем сам фильм в 4K (!) длиной в 5 с лишним часов, не придумаешь.
То, что в итоге на съёмочном iPhone осталось 19% заряда – «вишенка» на торте.
Не могу не похвалить качество картинки с камеры и её способность так хорошо снимать в совершенно разном освещении.
И ведь не на профессиональную аппаратуру сделано, а просто на смартфон с приставкой «Pro».
Аксиня Гог: У нас не было задачи выдать идеальную картинку.
Была задача показать возможности новых iPhone, устроив им настоящее честное испытание.
Все недочеты, которые зрители смогут заметить в фильме (осветительные приборы в кадре, несколько отражений съемочной группы в окружающих объектах) – всё это лишний раз доказывает, что все было по-настоящему, как в жизни.
Смотрим целиком «Эрмитаж. Снято на iPhone 11 Pro»
Фильм доступен на канале Apple Россия в YouTube.
Его длительность – те самые 5 часов, 19 минут и 28 секунд.
Подходить к его просмотру лучше, отстранившись от типовых, «голливудских» ожиданий.
В пятичасовом кинопутешествии по Эрмитажу нет «экшена» каждую секунду.
Это красивое, изначально очень спокойное кино, которое ближе к концу ускоряется и насыщается смыслом.
Аксиня Гог, режиссёр: Наверное, я единственный режиссер в мире, который заявляет, что его фильм не обязательно смотреть целиком.
По сути, он состоит из абсолютно самодостаточных кусков.
Такая медитация, в которую можно погрузиться на любом моменте.
Потеряла счёт количества раз, которые я посмотрела наш пятичасовой фильм.
Но интересно, что каждый раз я «залипаю» – нахожу в картинах какие-то новые нюансы, другие смыслы.
Приятного просмотра:
Вся музыка из фильма доступна в специальном плейлисте Apple Music: