Когда тракторы сходят с ума: самые необычные гонки в России
Если что-то движется, на этом всегда велик соблазн погоняться.
Видели гонки асфальтовых катков?
Поищите в сети, найдете.
Гонки паровозов с прицепленными вагонами?
Да, такие соревнования проходят в Германии и представляют собой крайне захватывающее зрелище.
Гонки комбайнов?
Есть и такое.
А зачем ехать за границу?
С 2002 года в России проходит «Бизон-Трек-Шоу» — гонки сельскохозяйственных тракторов.
Когда в 2008 году я оказался в Норвегии на чемпионате по джип-триалу, то был поражен мастерством трактористов.
Они, казалось, гораздо лучше владели своей техникой, нежели участники соревнований, и демонстрировали феноменальный класс вождения по склонам и скалам.
Этим ребятам не давали медалей, им не присваивали очки — их работа заключалась в том, чтобы ставить на четыре колеса опрокинутые джипы, а заодно поправлять вешки, приводить в порядок трассу.
И мне уже тогда казалось, что, дай трактористам возможность посоревноваться, они показали бы настоящий класс.
Но я еще не знал, что гонки на сельскохозяйственных тракторах который год проходят в России и что «Популярная механика» уже успела посвятить соревнованию вдохновенный репортаж.
Когда тракторы сходят с ума: самые необычные гонки в России

Руль и тормоз не трогать!

Гонки проходят вблизи трассы Ростов — Таганрог.
Участвуют в них не профессионалные гонщики, а самые настоящие механизаторы, работающие трактористами в российских хозяйствах.
Правда, техника, на которой соревнуются участники шоу, все же подвергается адаптации.
Согласно требованиям регламента соревнований, можно использовать трактора с двигателем объемом до 5 л.
Кроме того, нельзя вносить изменения в конструкцию тормозной системы и рулевого управления.
Все гоночные машины оборудуются каркасами и ремнями безопасности.
За соблюдением установленных норм следит комиссия Гостехнадзора — за ней остается последнее слово при допуске машины на трассу.
В остальном участники соревнований и их техническая команда имеют полный карт-бланш.
Как правило, двигатели серийных тракторов форсируют, часто оснащают турбонаддувом.
Для приобретения спортивного характера дорабатывается трансмиссия.
Иногда для гонок подбирают специальное топливо — например, к обычному дизелю добавляют авиационный керосин.
Когда тракторы сходят с ума: самые необычные гонки в России
Сельскохозяйственные трактора — это крепкая, надежная техника, но все же прыжки с трамплина, опрокидывания и катание по дну водоемов явно не входят в перечень штатных режимов эксплуатации.
Именно поэтому машины дорабатываются с точки зрения обеспечения безопасности соревнующихся.
Обязательной частью конструкции становятся внешний каркас и ремни безопасности.

Гравитация, вода, жара…

В «Бизон-Трек-Шоу — 2019» сразятся три десятка трактористов.
На линию старта они выйдут в парах, тройках и четверках. Шесть этапов и два финала.
На скорости до 100 км/ч (при нормальной эксплуатации скорость трактора не больше 40−50 км/ч) гонщикам предстоит преодолеть трассу, в общей сложности превышающую 15 км.
Дорожное покрытие — гравий, грунт.
Есть опасные повороты, трамплины, водные препятствия, крутые спуски и подъемы, рискованные скоростные участки.
Не надо забывать, что гонки проводятся летом и температура в кабинах может достигать 50.

Жара — еще один серьезный соперник.
Зачастую шоу не ограничивается только гонками сельскохозяйственных тракторов.
За рамками основной программы зрителям демонстрируют показательные гонки спортивных грузовиков, проводятся парады не обычной техники, созданной энтузиастами, например тракторов-лимузинов.
Когда тракторы сходят с ума: самые необычные гонки в России
Обычно в «Бизон-трек-шоу» участвуют три десятка трактористов.
На линию старта они выходят в парах, тройках и четверках.
Соревнования включают в себя шесть этапов и два финала.

Спорт и развлечение

Поскольку соревнование имеет в названии слово «шоу», организаторы заботятся о том, чтоб гонки были максимально зрелищными, порой и забавными.
Например, проводились заезды с прицепным грузом, в качестве которого выступал объект с хорошо узнаваемыми по всей России очертаниями деревянного сельского туалета.
Правда, для утяжеления внутрь помещался бетонный блок.
Оценивают выступления по нескольким параметрам, которые не сводятся к скупым показаниям секундомера.
Четверым победителям от имени правительства Ростовской области вручают новые трактора и другую сельхозтехнику.
Но также предусмотрены специальные призы в отдельных номинациях, таких как «За волю к победе», «За самый экстремальный заезд», «За самую высокую скорость», «За лучший дизайн трактора».
Ну и, разумеется, существует приз зрительских симпатий.

Интересное в сети
Коль скоро речь идет об экстремальном виде спорта, в ходе соревнований случаются падения, переворачивания и поломки техники.
Ремонт участвующих в заездах машин производится за счет организаторов шоу.
На трассе дежурят профессиональные технические команды, которые в любой момент заезда готовы оказать спортсменам-механизаторам всю необходимую помощь.
А интересно, не завидуют ли они тем, кто, не щадя своих тракторов, рвется вперед, к победе?

Статья «Трактористы-экстремалы» опубликована в журнале «Популярная механика»
(№5, Май 2019).
pcnews.ru/