Ученые из Стэнфордского университета обнаружили в мозгу людей, увлекавшихся в детстве играми о покемонах(карманных монстрах), уникальную область, отвечающую за распознавание этих фантастических существ.
Наиболее известная современная игра о покемонах — Pokemon Go.
Ее игровой процесс построен на дополненной реальности, а игрокам необходимо находить, ловить и тренировать покемонов, чтобы затем с их помощью участвовать в сражениях.
В рамках исследования были найдены 11 взрослых людей, которые в детстве (до 8 лет) проводили много времени за играми о покемонах.
Им демонстрировали серию изображений, среди которых были как различные карманные монстры, так и случайные образы из игр, мультфильмов или комиксов.
Мозговую активность подопытных в это время отслеживали с помощью магнитно-резонансного томографа.
В качестве контрольной группы выступили 11 человек примерно того же возраста, никогда не игравших в подобные игры и вообще слабо знакомых со вселенной покемонов.
Оказалось, что существует отдельный регион в зрительной коре головного мозга испытуемых, ответственный за распознавание покемонов.
Он расположен в той обширной области, которая ассоциируется с узнаванием животных.
У людей, игравших в детстве часы напролет с виртуальными карманными монстрами, спустя годы несколько миллионов нейронов интенсивно возбуждались в ответ на знакомые изображения.
У представителей контрольной группы такой активности выявлено не было — их мозг демонстрировал типичное поведение, характерное для распознавания образов.
Активность мозга испытуемых во время показа им карточек с покемонами.
Слева — контрольная группа, люди не игравшие в карманных монстров в детстве.
Справа — взрослые, которые в возрасте до 8 лет проводили много времени в играх про покемонов.
Несмотря на скромный масштаб исследования, его результаты выходят весьма многообещающими: они подтверждают теорию смещения эксцентриситета (Eccentricity bias).
Согласно ей, область мозга, ответственная за распознавание определенной категории образов, имеет размер и положение, напрямую зависящее от того, как наблюдаются предметы этого типа.
Среди критериев наблюдения выделяют размер части поля зрения и то, каким зрением человек их наблюдает — периферийным или центральным.
Наиболее ярко данный эффект проявляется в детском мозге, когда он находится в стадии активного развития.
Игры про карманных монстров идеально подходят для проверки этой теории: чаще всего они предназначены для портативных консолей, то есть ребенок наблюдает целевую категорию образов (покемонов) на маленьком экране центральным зрением и объект занимает незначительную область всего поля зрения.
Что еще более важно, игроки не просто наблюдают за покемонами на небольшом экране — игра их поощряет за скорость и качество узнавания каждого из более чем 800 видов существ.
Таким образом мозг человека очередной раз подтверждает свою гибкость и универсальность при решении новых задач.
В исследовании использовались данные функциональной магнитно-резонансной томографии.
Она позволяет получить картину тока крови в различных отделах мозга.
В зависимости от активности нейронов, изменяется и объем жидкости, которую к ним поставляет организм.
Второй справа человек на фото — Джесси Гомез, главный автор работы.
Как сообщает информационный портал Стэнфордского университета, исследование было проведено в рамках программы небольших стипендий, которые выделяются на рискованные оригинальные эксперименты малого масштаба.
Главный автор работы, Джесси Гомез — бывший выпускник Стэнфорда и ныне сотрудник Лаборатории нейробиологии зрения и восприятия, сам в детстве много увлекался играми про покемонов.
Когда ему в голову пришла идея эксперимента, он встретил сдержанную поддержку, однако теперь результаты исследования позволяют рассчитывать на расширенное финансирование будущих работ по этой теме.
Побочным выводом из исследования стало отсутствие ярко выраженных негативных последствий детского увлечения электронными играми.
Среди всех участников эксперимента не было ни одного человека, имеющего серьезные проблемы с социализацией, зато у каждого были степени доктора наук.
Супервайзером исследования выступила Каланит Гриль-Спектр, профессор Департамента психологии в институте нейронаук Стэнфордского университета.
По ее словам, результаты работы показывают, что игры действительно могут значительно повлиять на развитие мозга ребенка, однако возникшие вследствие этого изменения многогранны и далеко не всегда вредны.
Каланит Гриль-Спектр изучает механизмы восприятия образов на самом низком уровне — отслеживая работу нейронов в головном мозге.
pcnews.ru/