Цифровая революция в транспортном секторе продолжается — и даже худший за долгое время в истории индустрии 2020-й год не смог ее остановить.
Да, быть может, мы получим общее создание беспилотных каров чуть позже, чем рассчитывали.
Но то, что мы его все-таки получим, — вне всяких колебаний.
Тем временем, автопроизводители, сервисные и технологические компании транспортного сектора фокусируются и на других принципиальных инновациях.
Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор
Даниил Петин, операционный директор DiDi в Рф, поведал «Популярной механике», как смотрится будущее транспортной индустрии, какие новые технологии его определяют, и, самое основное, что это принесет юзерам.

В каком же направлении будет двигаться авто ветвь?
Крупнейшие консалтинговые агентства и исследовательские организации, в том числе McKinsey, KPMG, Фонд Генриха Бёлля и другие подчеркивают примерно одни и те же тренды развития транспортной индустрии.
Спецы убеждены, что в блежайшие 5–10 лет мы будем в живую смотреть такие тенденции, как массовый переход на электротранспорт вместе с развитием соответствующей инфраструктуры, развитием платформ мобильности MaaS (Mobility as a Service), подключение автотранспорта к системам обработки больших данных и веба вещей, интеграция транспорта в цифровую экосистему городов и появление беспилотных каров самых разных видов и назначения.

Эти главные тренды, завязанные на использовании инновационных технологий, вызовут огромные перемены во всей транспортной индустрии, о которых можно и стоит рассказать подробнее.

Электрокары везде

К началу 2018 года в мире насчитывалось более 3 млн электрокаров — это 1% от общего числа всех единиц транспорта, но все равно  весьма не много.
С тех пор их число не прерывно растёт.
На протяжении 2021 года только на американском рынке представят 30 новейших моделей электрических каров, в том числе и грузового назначения.
Уместно представить, что при таком росте электрокары станут неотъемлемой частью транспортной системы, а люди будут употреблять их не только лишь для личных поездок, да и в коммерческих целях.
Этому способствует активная позиция правительств в различных государствах, в том числе и в Рф, а так же целенаправленная электрификация парков такси и каршеринга.
Например, в ноябре 2020 года был представлен D1 — 1-ый в мире электромобиль, изготовленный BYD в купе с DiDi специально для такси.
В 2021 году они начали поступать лизинговым партнерам в огромных китайских городах.
Судя по тенденциям спроса, в блежайшие годы D1 станут употребляться и в других странах.
Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор
Но это только вершина айсберга, потому что рост использования электромобилей в коммерческих целях неизбежно приведет и к развитию инфраструктуры для них — в частности, станций зарядки и дозаправки.
Кто будет этим заниматься?
Существует большое количество вариантов: новые игроки, имеющиеся операторы АЗС, компании с большим парком электромобилей и т.д. — cмотря кто первым займет эту нишу.
Например, чтобы создать в Китае инфраструктуру для обслуживания более миллиона электромобилей, работающих в такси, мы наладили сотрудничество более чем с 500 партнерами в области организации зарядных станций по всему Китаю, включая BP и 2-ух городских энергетических гигантов — State Grid и Southern China Power Grid.

К слову, в Рф так же начинается масштабная программа строительства станций зарядки — Департамент Транспорта Москвы планирует расширить их количество в 5 раз, а муниципальная программа подразумевает создание инфраструктуры для комфортного использования электромобилей в ряде пилотных городов и на одной из федеральных трасс.
На эти цели планируется потратить порядка 400 миллиардов рублей, чтобы к 2030 году 15% транспорта в РФ сделалось электрическим.
Первыми будут электрифицированы пилотные регионы.
В их число, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, входят курортные города Севастополь и Сочи, в которых спецы отмечают потенциал развития «электро каршеринга», Калининград, как город «с высокой концентрацией производства т.с. и компонентной базы» и Казань, в которую из Москвы ведет трасса М12, также подлежащая электрификации.
Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор
Такая трансформация транспортной системы несет массу плюсов для жителей городов, хотя бы за счет снижения выбросов СО2 и запаха гари от авто.
Спецы отмечают, что в плюсе будут и владельцы авто.
Например, в Рф предполагается ввести «нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг» для владельцев личного электротранспорта.
К тому же по мере появления инфраструктуры эксплуатация электромобиля уже в блежайшие годы будет обходиться дешевле, а в долговременной перспективе электромобили, быстрее всего, заполнят огромные города, вытесняя бензиновый транспорт, потому что будут просто удобнее и дешевле.

В конце концов, наличие большущего количества зарядных станций дозволит создавать электромобили самого различного назначения, так что в дальнейшем мы увидим в городах не только лишь электробусы, но так же электрогрузовики, семейные электромобили, а так же электромотоциклы, мини-электромобили на 1–2 человек, на которых удобнее всего будет парковаться в густонаселенных районах.

Развитие облачных платформ MaaS

Но если электромобили — это hardware-уровень, то в облачной сфере так же грядут большие перемены.
На данный момент бурно развиваются сервисы мобильности, которые умеренно стают частью городской среды.
Люди активно пользуются не только лишь такси и каршерингом или арендой авто, но так же и самокатами, моноколесами, великами, в конце концов, трамваями и троллейбусами.
И в ближнем будущем все эти виды транспорта будут интегрированы в единую систему, что бы обеспечить юзеру весьма комфортную и быструю поездку в согласовании с его предпочтениями.
MaaS подразумевает, что вы сможете ввести точки старта и финиша своей поездки, и приложение подберет маршрут, сочетая разные виды транспорта.
Умеренно уровень интеграции дозволит планировать такие поездки бесшовно, также оплачивать билеты и аренду разных видов транспорта прямо с собственной мобильной карты.
Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор
Представьте: вы желаете доехать из дома на фестиваль, который проходит за городом.
Вы заходите в приложение, и мобильный сервис дает вам самые разные варианты.
Вы сможете не только доехать на метро или трамвае, но так же взять каршеринг и добраться на электромобиле, доехать до вашего возлюбленного парка, проехаться по нему на арендованном электросамокате.
Позднее сесть на скоростную электричку и — последний шаг — от станции доехать на такси.
Вариантов будет много, и облачный сервис будет разглядывать ваши предпочтения, чтобы в следующий раз предложить весьма успешный вариант.

Интернет вещей захватывает транспорт

Интернет вещей позволяет собирать большущее количество данных не только о любом агрегате тс, но и о привычках водителя, маршрутах поездок и т.д.
Анализ этого океана инфы дозволит повысить свойство использования транспортом, комфортность поездок и адаптировать городскую среду под истинные потребности людей.
автоматическая автоматическая городская среда дозволит управлять светофорами, выводить на полосы доп электробусы (в индивидуальности в час пик), организовывать действующие маршруты объезда в случае заторов и ДТП — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб).

Сами авто тоже умеренно преобразуются в присоединенные устройства.
Например, они врубаются в процессы приема платежей, как телефон или умные часы.
Один из первых проектов в данной сфере позволяет проводить бесконтактную оплату услуг АЗС с помощью авто.
Вспоминая о электромобилях, интернет вещей позволяет расширить сферу их внедрения, пока транспорт стоит на парковке.
Технологии SmartGrid разрешают употреблять присоединенные к зарядным станциям электромобили в качестве дополнительной электрической емкости для балансировки перегрузки на электросети, как большие батареи.
Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор
Для владельцев каров подключение к интернету вещей в перспективе поможет не беспокоиться о состоянии транспорта, ведь авто будет без помощи остальных записываться на ТО, а бортовой компьютер будет проводить непрерывную диагностику  всех гаджетов машинки.
Вы будете получать уведомление, даже когда нужно подкачать колесо, а регулировка светофоров и дорожного движения будет происходить не по расписанию, а согласно истинной ситуации на дорогах.

Беспилотные авто станут нормой

Цифровизация дорожного трафика также является принципным шагом для появления механизированных авто прямо на улицах городов.
Тестирование беспилотных каров идет полным ходом, при всем этом победителями в данной  сфере являются Китай, Израиль и США.

После первых поездок с «водителем безопастности» лидеры отрасли готовятся к тестированию полностью автономных т.с.
Хороший знак состоит в том, что регуляторы и ассоциации уже разработали правила сохранности для таких каров, а это значит, что правовая база в скором времени дозволит видеть подобные авто в работе.
При этом большая популярность ждет не роботакси (хотя будут и они — только в Китае в конце 2020 года для испытаний использовались порядка 500 такси без водителя), а непосредственно грузовые автопилотируемые авто самых различных форматов и размеров.
Они удобны для межрегиональных перевозок и доставки товаров внутри городов.
Интересно, что на данный момент активное развитие получают не только лишь дорожные, да и тротуарные т.с., которые могут подвести заказ прямо к подъезду.
Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор
Таким образом, в скором времени движение «роботов» по городу станет обыденным для нас явлением.
При всем этом не исключено, что наличие водителя в такси станет резве «загородной экзотикой», а растущее количество различных дронов на колесах, на крыльях  сделает наличие пешеходных курьеров лишь воспоминанием о «городах прошлого».

Партнерства и всеобщая интеграция

Цифровизация транспорта позволяет создавать открытые технологические платформы, которые соединят самые разные услуги транспортного сектора с другими городскими сервисами.
По прогнозам Accenture, к 2030 году 22% оборота транспортной индустрии будут приносить сервисные компании различного рода: платформы для заказа транспорта, поставщики развлекательного и навигационного контента, создатели умного ПО для машин и т.д.
Поэтому сейчас практически все ведущие игроки рынка нацелены на разные совместные проекты и партнерства, которые могут повысить потребительские характеристики сервиса.
Например, в Китае мы сотрудничаем с флагманами автопромышленности Поднебесной, чтобы интегрировать в свое приложение доп. модули от партнеров: в сервис заказа поездок встроено приложение от ведущего поставщика картографических услуг.
Подобные процессы происходят на данный момент по всему миру и будут охватывать все сферы транспортных сервисов.
Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор
Таковым образом, скоро мы сможем употреблять авто бортовой компьютер не только лишь для прокладки маршрута, да и для заказа бургера при подъезде к McDonalds, так же для связи с системной «умного дома», чтобы включить кондёр помощнее, сварить кофе к собственному приезду и т.д.
При всем этом не исключено, что большая часть взаимодействий будет полностью автоматизирована, чтобы пользовательский опыт жителя интегрированной городской среды стал весьма комфортным и не добивался отвлечения от более принципных дел.

Кто-то может сказать, что все это — «мечта урбаниста».
Но на данный момент эта мечта уже становится реальностью, которую мы сможем наблюдать фактически в блежайшее время.

Материал подготовлен вкупе с DiDi